Снимали "Стекло" в заброшенной психушке
- Злодей, предпочитающий называть себя мистер Стекло, впервые появился в фильме М. Найта Шьямалана "Неуязвимый", вышедшем 18 лет назад...
- ...И все эти 18 лет он провел в психушке, в одиночной палате. В каком-то смысле я могу понять, что он чувствовал. Я был единственным ребенком в семье и давно привык быть наедине с самим собой, даже общаться с самим собой! "Стекло" - не только продолжение "Неуязвимого", это еще и продолжение фильма того же Шьямалана "Сплит", вышедшего всего пару лет назад. Раньше герой из своего узилища наблюдал за геройскими поступками своего врага Дэвида Данна (Брюс Уиллис), а потом - за преступлениями маньяка с расщеплением личности, в котором живут 24 разных человека, в том числе убийца по имени Зверь (Джеймс МакЭвой). И вдруг их обоих доставляют в ту же психиатрическую лечебницу, где содержится мистер Стекло. Неплохо складывается, не правда ли? Он тут же понимает, как обернуть ситуацию в свою пользу.
- А фильм ведь снимался в настоящей психушке. Не боязно было?
- Мы снимали в заброшенном госпитале для душевнобольных в Аллентауне. Не то чтобы я был в панике, но место зловещее! Судя по всему, когда-то здесь происходили страшные дела. Однажды мы случайно забрели в комнату, где обнаружили самые разные приборы для пыток в воде... Свет сам по себе включался и выключался, уборщики отдраивали лифты до блеска, а через пару секунд на их стенах появлялись пятна. Нет, не то это место, где хочется оказаться в одиночку. Но для фильма это было то, что нужно.
- После съемок в этой картине вы поверили в сверхъестественное?
- Да я вырос на юге США, с бабушкой и дедушкой, и там о призраках много чего могут рассказать! Я сам видел достаточно странные и удивительные вещи, чтобы понять, что мир не черно-белый, он гораздо сложнее, чем кажется.
"Спасибо театру"
- А чем вас еще можно напугать?
- Безработицей.
- Ну это вам не грозит, вы нарасхват! Как вам удается быть настолько разносторонним? Ведь между вашими персонажами, скажем, в "Криминальном чтиве", "Стекле", "Мстителях" и "Джанго освобожденном" нет вообще ничего общего. Трудно поверить, что на экране один и тот же актер.
- Я отталкиваюсь от сюжета, от сценария. Я же в первую очередь театральный актер, воспитанный на хороших пьесах. И каждый раз я искал способ изменить в себе все, что надо, чтобы соответствовать замыслу драматурга и режиссера: облик, походку, взгляд... Я всегда раздумываю, как принято в театре, какие отношения у персонажа с другими героями, какие у него интересы, какое прошлое. Персонажи ведь полноценные, живые, уникальные люди, и надо, чтобы зрителю было интересно на них смотреть, а тебе - играть!
- В кино вы часто играете персонажей, которые много и быстро говорят...
- Вы даже не представляете, как много реплик я могу заучить наизусть, насколько быстро это делаю и как долго держу все в голове! А все театр, спасибо ему. В "Стекле", правда, мой герой полфильма вообще молчит, а потом взвешивает каждое свое слово. Зато он умеет слушать и все услышанное использует в своих целях...
Брюс Уиллис по-прежнему "крепкий орешек"
- Как вы, Брюс Уиллис и М. Найт Шьямалан изменились за прошедшие 18 лет?
- У всех актеров добавилось зрелости. А Найта его провалы и победы вообще изменили полностью: и самоощущение, и амбиции, и мастерство. Когда я впервые встретил Шьямалана, ему кружил голову успех "Шестого чувства", он считал, что у него есть ответы на все вопросы. Он диктовал: "здесь не моргай", "здесь не делай паузу". Всерьез учил меня актерскому мастерству, рассказывал, как надо произносить реплики! А сейчас он позволил мне работать так, как я считал нужным. Просто он прошел через все тернии киноиндустрии, осознал, что не каждый его фильм обязательно будет триумфом, и, после того как жизнь его побила, вернулся с небес на землю.
- А Брюс Уиллис со временем меняется?
- Вот уж для кого характерно поразительное постоянство - и в подходе к работе, и в общении с партнерами! Нам с Брюсом легко работать вместе, мы же не раз вместе снимались, начиная с третьего "Крепкого орешка".
- У вас было множество прекрасных ролей, но всего одна номинация на "Оскар" за "Криминальное чтиво". К супергеройским фильмам типа "Мстителей" Киноакадемия, похоже, относится с пренебрежением...
- Ну, сейчас на "Оскаре" голосуют совсем другие академики, чем 15 - 20 лет назад. Раньше там были в основном старики-снобы, а нынче - люди разных возрастов, которым нравятся самые разные фильмы... Может, что-то и изменится. Ведь на "Оскаре" должны чествовать лучшее, что случилось в киноиндустрии, - так почему бы не наградить картину, которая собрала больше всего денег в прокате и которую увидело больше всего зрителей? Ведь в 2018-м, например, "Черная пантера" или "Мстители" во всех смыслах заслуживают статуэтки. Дайте им "Оскар"!
Кстати
"Успех - это когда зрители цитируют реплики моих героев"
- Журнал The Hollywood Reporter поместил недавно на обложке ваш портрет и провозгласил самым кассовым актером в истории. А что для вас является индикатором успеха?
- Мне нравится, когда обычные люди подходят ко мне и цитируют реплики моих героев. Это и есть успех - когда фанаты говорят, что смотрели тот или иной фильм тридцать раз, а потом делятся со мной своим мнением... Честное слово, дело тут не в количестве долларов, а в количестве счастья и радости, которые, хочется верить, я приношу людям.
Самые известные фильмы
- "Криминальное чтиво" (1994)
- "Джанго освобожденный" (2012)
- "Омерзительная восьмерка" (2015)
- "Парк Юрского периода" (1993)
- "Неуязвимый" (2000)
- "Звездные войны": "Эпизод I" (1999), "Эпизод II" (2002), "Эпизод III" (2005)