Времена, когда шоколадки продавались 100-граммовыми плитками, а молоко – литровыми пакетами, постепенно уходят в прошлое. Вес упаковок неуклонно снижается, а цены остаютсяпрежними. В результате мы платим на 10-20% больше, хотя многие пребывают в уверенности, что делают выгодную покупку.
Добрались до яиц
Уже несколько дней российский сегмент ФБ буквально кипит из-за грандиозной новости: на прилавках магазинов появились упаковки куриных яиц по девять штук вместо привычного десятка.
Интернет переполнился шутками – часто довольно смешными. Но за всем этим скрывается вполне объяснимое негодование: российские покупатели подозревают производителей и продавцов в очередной попытке замаскировать рост цен и тем самым обмануть потребителей.
"Молоко 867 мл, майонез 220 мл, газировка – 900 мл. В новом году очередь дошла и до яиц", - возмущаются пользователи.
Производители яиц оправдываются как могут. Во-первых, говорят они, упаковка яиц по девять штук поступила в продажу еще в марте 2018 года, и почему все возбудились именно сейчас, непонятно. Кроме того, на фабрике производятся упаковки по шесть, восемь и 12 штук.
Во-вторых, поясняют на производстве, они стараются удовлетворять запросы разных покупателей, ведь не всем нужно 10 яиц – кто-то хочет купить 5-6. Правда, это совершенно не объясняет, почему тем, кому нужно 5-6 яиц, подсовывают девять.
Некоторые блогеры бесплатно раздают производителям и продавцам свои предложения, причем как шуточные (продавать отдельно желток и белок – потому что ведь некоторым это тоже нужно), так и вполне серьезные (продавать яйца на вес или указывать цену за одно яйцо).
Интересно, что предложение продавать яйца поштучно многими воспринимается как смешная шутка, хотя, например, для Украины это вполне обычное дело. И в украинских супермаркетах, где яйца лежат в открытых лотках, цена действительно указывается не за упаковку или десяток, а за штуку.
А, например, европейские производители вообще пакуют яйца, что называется, "кто во что горазд" - 6, 8, 9, 10, 12 штук. И, кстати, упаковка на 8 штук выглядит гораздо обманчивее – ее можно легко принять за десяток из-за прямоугольной формы. А 9 яиц вряд ли кто-то перепутает с 10-ю, ведь упаковка 3х3 – квадратной формы.
|
Шринкфляция на марше
Снижение производителем количества, объема или веса товара в упаковке при сохранении или непропорционально малом снижении цены получило название "шринкфляция" (в русском языке иногда используется термин "сжимфляция").
Производители различных товаров и сетевые супермаркеты, дабы не отпугивать покупателя слишком быстрым или слишком большим повышением цены, снижают количество товара в привычной упаковке, рассчитывая на то, что потребитель может не обратить на это внимания, если не станет скрупулезно изучать упаковку.
И если "яичные страсти" от нас очень далеки, то о постоянно "худеющих" упаковках мы, как и наши соседи, знаем не понаслышке.
Например, сладкоежки уже устали возмущаться по поводу шоколада – 100-граммовой плитки на прилавках украинских магазинах давным-давно днем с огнем не найдешь! Вместо них появились 90-граммовые, 80-граммовые и даже 65-граммовые.
Та же история практически со всеми фасованными продуктами.
Так, порция мороженного, которая раньше практически повсеместно весила 100 г, теперь очень редко дотягивает до круглой цифры: в ходу порции по 90, 80, 75 и даже 60 граммов. Расфасованные крупы, макаронные изделия, сахар тоже все чаще продаются в пакетах по 900, а то и по 800 граммов.
Пачка сметаны, которую многие по привычке считают полукилограммовой, теперь продается по 450, 400 и даже 350 граммов.
Вместо литра молока или подсолнечного масла все чаще попадаются бутылки с 0,9 л, 0,88 л и даже 0,75 л.
- В данном случае производитель прибегает к уловке так называемого псевдоснижения цен, когда стоимость уменьшается вместе с уменьшением веса фасованного товара, - говорит эксперт по розничной торговле Андрей Куценко. - При этом, хотя емкость и заявлена на упаковке, потребитель зачастую не обращает на это внимания, поскольку знает, что традиционный объем бутылки масла – 1 литр, а вес пакета гречки – 1 кг.
Фактически это обманом не назовешь, ведь производитель честно указывает вес и объем продуктов. Однако, говорит эксперт, если это и не откровенная ложь, то уж точно хитрость. Ведь производители пользуются тем, что люди привыкли к килограммовым пачкам и литровым бутылкам.
Поэтому, во-первых, далеко не все покупатели вспоминают, что теперь на упаковке нужно искать вес продукта. Во-вторых, не каждый человек сможет сходу прямо у прилавка посчитать, что выгоднее: 900 граммов крупы за 14,40 грн. или, например, 800 граммов за 12,96 грн. (подсказка от "КП": в первом случае килограмм крупы стоит 16 грн, во втором – 16,2 грн).
|
Полезно знать
Размер имеет значение
Обманчивые упаковки наносят ущерб не только нашим кошелькам, но и здоровью. Например, исследователи из Университета Суррея пришли к выводу, что нынешние методы упаковки продуктов способствуют перееданию, и, соответственно, ведут к лишнему весу и ожирению.
В пример авторы исследования привели огромные упаковки чипсов и других снэков, в которых много воздуха. Гигантские пачки на полках привлекают внимание, вызывая желание купить побольше.
Казалось бы, нет ничего плохого в том, что огромный пакет заполнен вредными снэками лишь на четверть. Однако психологи говорят, что все не так проcто и очевидно. Оказывается, огромные пачки чипсов и хлопьев не позволяют правильно оценить объемы их содержимого и дают неверное представление о нормальных порциях. В итоге люди привыкают к тому что порция – "это много", и постоянно переедают.
Мнение психолога
На уловку чаще всего попадаются пенсионеры
- Невнимательность – это черта именно нашего постсоветского потребителя, - отметила в комментарии "КП" в Украине" психолог Марина Деркач. – Наши люди в первую очередь обращают внимание на дизайн, цвет, форму упаковки и только потом на то, что на ней написано. Единственная надпись, которая не оставляет нас равнодушными в супермаркете – это цена.
Особенно часто на уловку псевдоснижения цен попадаются пенсионеры, несмотря на то, что считаются наиболее бдительными покупателями. Зрение у них уже не то, да и теряются они при существующем обилии товаров. К тому же именно пенсионеры одержимы идеей купить хотя бы на 20 копеек, да дешевле. И при этом они не замечают, что эти 20 копеек псевдоэкономии совершенно не компенсируют 10-20% недостающего веса.
Дословно
Ударили народ по яйцам
Российские пользователи продолжают упражняться в остроумии, причем многие – действительно удачно. "КП" в Украине" собрала самые неожиданные и смешные шутки по этому поводу.
"Экономический рывок был настолько мощным, что оторвалось одно яйцо".
"Мы знаем, как сделать, чтобы вы не волновались насчет роста цены! В нашей упаковке теперь не 10, а 9 яиц!".
"Принял Россию с десятью яйцами, а оставил с девятью".
"Таки ударили народ по яйцам!"
"Многие пишут Старый Новый год, Старый Новый год. Какой Новый год, если в России в упаковках 9 яиц? Выбросил елку, детей поставил в угол. Никаких праздников в этой стране! Путин, отдай яйцо!".
"Хрен с этими Курилами, верните яйцо!"
"В упаковке 9 яиц. Это Путин одно украл.
В упаковке 12 яиц. Это Навальный два доложил.
В упаковке 20 яиц. За лишний десяток спасибо кандидату от народа П.Грудинину.
В упаковке 30 яиц. Это вернулся СССР. Или наступил коммунизм. Но не резко. Пока где-то на 66,6%.
В магазине вообще нет яиц. См. предыдущий пункт".
"Начался обратный отсчет. До конца осталось 9 яиц".