Национальный архив Латвии опубликовал рассекреченные документы КГБ Латвийской ССР, из которых стало известно, что глава Латвийской православной церкви Московского патриархата митрополит Александр был агентом этой спецслужбы.
Священнослужитель был завербован в 1982 году сотрудником 5-го отдела 4-го отделения КГБ Латвийской ССР Александром Ищенко, который присвоил своему агенту псевдоним "Читатель". Также в списке агентов КГБ числятся экс-премьер Латвии Ивар Годманис и еще много известных в стране людей.
В Латвии "мешки ЧК" открыли
Споры вокруг открытия архивов КГБ в Латвии шли с момента обретения страной независимости. Казалось бы, кто-кто, а прибалтийские республики, которые всегда тяготились своим положением в СССР, должны были обнародовать списки агентов КГБ сразу же после выхода из Союза, в начале 90-х годов.
Но только этой осенью, спустя 27 лет после провозглашения независимости страны, Сейм Латвии принял Закон о публикации на сайте Национального архива Латвии архивов КГБ, в том числе личных дел агентов.
20 декабря, в день, когда КГБ отмечала свой профессиональной праздник в СССР, национальный архив Латвии открыл доступ к части картотеки КГБ - так называемым "мешкам ЧК".
Почему же Латвии понадобилось так много времени? На первый взгляд, это можно пояснить тем, что в начале 1990-х годов самая ценная часть архива могла быть вывезена в Москву.
Но истинная причина заключается в том, что агентами КГБ в прибалтийских республиках оказалось такое большое количество влиятельных людей, среди которых числились и главы государств и правительств, что обнародование списков привело бы к катастрофе и тотальной потере доверия властным элитам этих стран.
Именно наличие в картотеке известных имен до сих пор было одним из самых серьезных аргументов в спорах о том, стоит ли открывать архивы КГБ.
Среди них поэт, сын автора текста гимна Латвийской ССР Янис Рокпелнис, врач и бывший политик Георгс Андреевс, экс-ректор Латвийского университета Иварс Лацис, профессор Латвийского университета Леонс Тайванс, журналист Алдис Эрманбрикс.
- Публикация архивов КГБ ничем страшным бывшим сексотам не грозит. Разве что они заплатят только моральную цену за свое сотрудничество с КГБ. Большинстве из них уже давно отошли от активной деятельности или даже умерли. То есть, такой закон не будет иметь для них каких-либо серьезных юридических последствий, - считает политический эксперт Тарас Чорновол.
В Литве сексотов КГБ простили
В соседней с Латвией Литве не только не раскрывают списки бывших агентов КГБ, но и засекретили их на ближайшие 75 лет.
Когда Литва вышла из состава СССР, люди, работавшие на КГБ, чистосердечно покаялись государственной люстрационной комиссии. И в обмен получили обещание, что информация будет засекречена и никогда не будет публично озвучена.
Экс-агентам было дано обещание, что они не будут подвергаться моральным, юридическим и другим преследованиям со стороны властей Литовской Республики.
"Фамилии, которые есть в списке секретных информаторов, никогда не будут официально подтверждены, если каким-то образом будут преданы огласке", - говорится в соответствующем документе. В этом списке числится 1589 бывших тайных агентов КГБ.
В 2015 году Сейм Литвы постановил вообще засекретить список люстрационной комиссии на 75 лет в связи с тем, что фигуранты данного списка сегодня работают в Сейме Литвы, а также в судах, министерствах, силовых ведомствах и даже в президентском дворце.
Об этом стало известно, когда главный редактор и владелец литовской газеты Respublika Витас Томкус опубликовал часть списка. В нем якобы упоминаются первый президент независимой Литвы Витаутас Ландсбергис, его отец Витаутас Ландсбергис-Жямкальнис, бывший президент Валдас Адамкус, действующий президент Даля Грибаускайте, бывшие премьер-министры Андрюс Кубилюс и Альгирдас Буткявичюс, действующий премьер-министр Саулюс Сквернялис, бывшие министр обороны Раса Юкнявичене и Юозас Олекас, бывший спикер Сейма Литвы Ирена Дягутене и действующие министры и депутаты.
Нужно ли это в Украине
В Украине, учитывая ее размеры и вес в СССР, негласных агентов КГБ было в разы больше, чем в прибалтийских республиках.
Недавно бывший предстоятель УПЦ КП Филарет рассказал, что в Советском Союзе все православные иерархи вынуждены были сотрудничать с КГБ.
"Не было ни одного епископа, который не имел бы контактов с ними. Если он не имел контактов, то он не был епископом. Без согласия КГБ не назначали ни архиереев, ни священников. Надо было с ними согласовывать все назначения. Указ архиерея был недействительным, если нет регистрации. ... Чтобы иметь регистрацию, надо было договориться с ними, чтобы они согласились на посвящение того или иного епископа и назначение того или иного священника", - рассказал он.
Пока раскрытие подобных списков запрещено законом Украины, так как информация о людях, которые на негласной основе сотрудничали с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, отнесена к государственной тайне Украины. И любое разглашение этой информации влечет уголовную ответственность "за разглашение гостайны". Чтобы отменить это положение, нужно принятие отдельного закона.
- Мой отец Вячеслав Чорновил настаивал, что такая люстрация должна быть. Но когда в начале 90-х годов ему открыли доступ к оперативным материалам, из которых узнал, кто на него доносил в советские времена, то он отказался тогда обнародовать их фамилии. Сказал: "Я не должен заниматься самосудом". Должна быть государственная политика, принят соответствующий закон, в котором и прописывались бы все нюансы в отношении бывших агентов КГБ, - рассказал "КП в Украине" Тарас Чрновол.
Попытки "рассекретить" негласных сотрудников органов безопасности уже предпринимались в Украине. Но у нас люстрация агентов КГБ невозможна по той же причине, что и в Литве. Слишком много известных политиков может оказаться в этом перечне.
- В Украине также невозможна "охота на ведьм" в этом вопросе. У нас столько известных людей с бэкграундом "друзей России", и они себя вполне безопасно чувствуют в Украине. Кто тут уже будет вспоминать об агентах КГБ, который распался 27 лет назад? Не думаю, что такие списки когда-нибудь будут обнародованы в Украине, - считает Тарас Чорновол.
Мнение эксперта
Алексей Якубин, политолог:
- В Украине все понимают, что в советское время все, кто выезжал за рубеж – артисты, спортсмены, представители политического класса - не могли не иметь контактов с КГБ. Тогда никто не мог избежать взаимодействия со спецслужбами, если они этого хотели.
Кроме того, к архивам спецслужб нужно относиться критично. Появление человека в таком списке – это еще не клеймо. Они могли пригласить просто на собеседование, а в своих документах написать, что он завербован.
Не стоит ожидать каких-либо последствий появления таких списков у нас. Молодая, радикальная аудитория могла бы взять это на вооружение и начать "охоту на ведьм". Но у большинства граждан это не вызвало бы особого внимания. Все и так знают, что в СССР избежать внимания КГБ никому не удавалось.