Украинский самолет "Мрия" (Ан-225) 21 декабря празднует 30-летие. Об этом рассказал в Facebook президент Петр Порошенко.
- Настоящий великан, обладатель абсолютного рекорда грузоподъемности - и вообще 240 мировых авиарекордов - все это наша легендарная и уникальная "Мрия". Украинский гигант Ан-225, который по кодификации НАТО имеет еще одно замечательное имя "Козак". Сегодня наша "Мрия" празднует 30-летний юбилей, - написал он.
Анн-225 сделали в опытно-конструкторском бюро им. О. К. Антонова (ныне – украинское госпредприятие "Антонов"). Он впервые впервые взлетел 21 декабря 1988 года. Изначально хотели сделать две машины, но сейчас летает только одна "Мрия". Второй самолет так и не достроили.
"Мрию" сделали, потому что для космического корабля "Буран" нужна была авиатранспортная система. Анн-225 должен был возить запчасти ракеты-носителя и космического корабля с завода к месту запуска. Он должен был привезти космический челнок на космодром, если тот приземлялся на запасных аэродромах.
"Мрия" поднимает более 250 тонн
Авиаконструкторы хотели изобрести самолет, который станет первой ступенью воздушного старта космического корабля. Для этого он должен был поднимать более 250 тонн. Блоки ракеты-носителя "Энергия" и самого "Бурана" не помещались в грузовой отсек "Мрии", поэтому инженеры предусмотрели крепление для наружных грузов. Из-за этого пришлось заменить однокилевое хвостовое оперение Ан124 двухкилевым.
Главным авиаконструктором "Мрии" часто ошибочно указывают Петра Балабуева. Он был генеральным конструктором всего космического бюро в 1984 – 2005 годах. Строительством самолета занимался Виктор Толмачев.