2018 год стал для Украины рекордным по количеству отмененных, задержанных и иначе сорванных по вине авиакомпаний рейсов.
По данным компании AirHelp, занимающейся возвратом компенсаций за сорванные авиарейсы, только по итогам первого полугодия суммарный размер компенсации, которую авиакомпании должны выплатить украинским авиапутешественникам, составляет 2 млн евро, что почти втрое больше, чем по итогам аналогичного периода 2017 года.
Чтобы пассажиры были готовы к любому повороту событий во время авиаперелета, AirHelp составила список из 10 прав пассажиров, о которых надо помнить. Тем более, что на носу новогодние путешествия.
1. Право на обслуживание
Вылет рейса задерживается — что может быть хуже? Только если о задержке рейса объявляется, когда вы уже сели в самолет. Многие авиапутешественники не знают, что в таком случае они имеют право на определенное обслуживание со стороны авиакомпании.
В частности, по истечении двух часов ожидания экипаж самолета обязан предоставить пассажирам воду и включить в салоне кондиционер. Если ожидание на борту самолета затянулось и превысило пять часов, вы можете потребовать, чтобы вас вернули в зал ожидания.
Кроме того, вам необязательно долго ждать вылета именно на борту самолета, чтобы иметь право на обслуживание: если вы провели более двух часов в зале ожидания и посадка все еще не началась, авиакомпания обязана обеспечить пассажиров питанием, напитками и доступом к средствам связи.
2. Право на размещение в отеле
Если вылет рейса переносится на следующие сутки, авиакомпания обязана разместить пассажиров в отеле и организовать трансфер до гостиницы и обратно в аэропорт.
Причем размещение в отеле полагается даже в том случае, если задержка рейса произошла не по вине авиакомпании.
3. Право на аккуратное обращение с багажом
Во время авиаперелета с багажом может случиться все, что угодно. Монреальская конвенция, принятая еще в далеком 1999 году, дает право на получение денежной компенсации в том случае, если ваш багаж был задержан, утерян или поврежден.
Чтобы получить компенсацию, нужно сразу же в аэропорту, на стойке регистрации багажа, подать заявление, а также успеть направить требование о получении компенсации в течение отведенного на это времени.
Затраченные усилия окупаются: по данным опроса AirHelp, две трети европейских пассажиров, потребовавших такую компенсацию, сумели добиться ее получения.
4. Право на бережное обращение с вашими животными
Крупные и некоторые "опасные" животные должны перевозиться в багажном отделении, вместе с чемоданами, а вот животных небольшого размера можно брать с собой в салон в качестве ручной клади.
Причем сотрудники авиакомпании не имеют права помещать животное на багажную полку над сиденьями.
5. Право на возмещение физического ущерба
Если во время перелета пассажир получает травму, ему полагается финансовая компенсация. Раньше ее максимальный размер составлял 8300 долларов США. После того, как в Монреальскую конвенцию были внесены изменения, размер увеличился до 138 000 долларов.
Также важно знать, что если случай требует судебного разбирательства, пассажир может подать на авиакомпанию в суд у себя на родине, если перевозчик выполняет перелеты в его стране.
6. Право на оказание помощи
Многие не раз видели такое в кино: у пассажира случается сердечный приступ, бортпроводники кричат "Есть на борту врач?", на помощь приходит Джордж Клуни и спасает пассажира. Но что делать, если первую медицинскую помощь нужно оказать в реальной жизни?
Эксперты утверждают, что у вас есть право на оказание помощи: даже если вы не врач, вы можете помочь другому пассажиру, которому эта помощь нужна, и вы будете в таком случае застрахованы.
7. Права при отказе в перевозке
Авиакомпании нередко продают билеты большему количеству пассажиров, чем вмещает самолет, и иногда это приводит к тому, что человеку отказывают в перевозке, даже если он не опоздал на посадку. Это, безусловно, очень неприятная ситуация, и авиакомпании не могут в таком случае просто дать пассажиру ваучер на питание.
По европейскому закону ЕС261, в такой ситуации пассажиру должны незамедлительно выплатить 250-600 евро, а также пересадить на другой рейс до пункта назначения, либо возместить стоимость билета.
8. Права людей с инвалидностью
Ни одна авиакомпания не может отказать человеку в посадке на борт на основании его инвалидности. Все европейские авиакомпании подчиняются законодательству ЕС, согласно которому одинаковыми правами обладают все пассажиры, вне зависимости от наличия у них инвалидности.
9. Право жаловаться
Практика показывает, что авиапассажиры редко жалуются или требуют возместить ущерб за причиненные им неудобства. Оказывается, 9 из 10 авиапутешественников в мире не знают о своих правах.
Между тем, пассажир может не только потребовать компенсацию, но и пожаловаться, если авиакомпания не предоставила обещанные услуги. Многие перевозчики относятся к такой обратной связи весьма серьезно и пытаются соответствующим образом улучшить качество своего обслуживания.
10. Право на компенсацию
Согласно Регламенту Европейского Союза ЕС261, пассажирам полагается компенсация в размере до 600 евро на человека в случае отмены или продолжительной задержки рейса.
Это право распространяется на все рейсы, вылетающие из европейских аэропортов, а также на все рейсы, которые выполняются перевозчиком, базирующимся в ЕС, и пункт назначения которых находится на территории ЕС.
Если вы пострадали от задержки, отмены или овербукинга рейса в течение последних трех лет, вы можете потребовать компенсацию. На сайте AirHelp и с помощью сканера посадочных талонов в мобильном приложении (iOS, Android) вы можете бесплатно и не покидая аэропорта узнать, полагается ли вам компенсация от авиакомпании.