У многих пар получалось зачать ребенка, когда они прекращали... лечиться от бесплодия.
Смириться с диагнозом «бесплодие» может далеко не каждая женщина. Ведь быть мамой – это не только огромная ответственность, но и величайшее счастье. К сожалению, очень часто именно благополучные семьи годами не могут дождаться сына или дочку, в то время, как другие выбрасывают новорожденных из окна, оставляют в мусорных баках, туалетах…
И поверить в чудо тем, кто долгие годы лечится от бесплодия, очень трудно. Последняя их надежда - на современные репродуктивные технологии, которые стоят немалых денег. Однако и они не дают 100 % гарантии. Поэтому многие пары, потеряв последнюю надежду, бросают все и… беременеют. Без какой-либо помощи медиков. «Комсомолка» встретилась с супругами, с которыми случилось это долгожданное чудо.
«Карточка пестрела неутешительными диагнозами»
Инна и Михаил Потаповы познакомились десять лет назад: ей на тот момент было уже почти 30, ему – 27. Поэтому, как только сыграли свадьбу, сразу же начали думать о детях. Но прошел месяц-другой, год, а результата все не было.
- Я первой забила тревогу, - вспоминает Инна. – Сразу же поняла, что причина во мне. Пошла к врачу, обследовалась и получила на руки карточку с таким количеством диагнозов, что просто волосы стали дыбом: поликистоз яичников, двойная матка, гормональные нарушения, спайки в трубах, больная щитовидка. Лечилась больше года – впустую. Муж тоже на всякий случай обратился к докторам, и, выяснилось, что я была права – у Миши все в норме.
Следующие пять лет чета Потаповых скиталась по частным клиникам Харькова. В первой Инне убрали спайки труб, пролечили щитовидку, вроде как привели гормоны в норму. Но беременность все не наступала.
- В этот момент нам посоветовали доктора в другой частной больнице, и мы решили рискнуть, - говорит Михаил. – Пошли туда, заново обследовались. Инне сказали, что у нее овуляции нет уже много лет, поэтому стоит делать стимуляцию. А в моей сперме вдруг обнаружили много неподвижных сперматозоидов, прописали кучу лекарств, витаминных препаратов. Я пролечился, жене стимулировали рост яйцеклеток. Мы так радовались, что появился хоть какой-то шанс родить сына или дочку, а, может, и двойню, что после всех процедур просто не могли поверить в одну полоску на тесте. А дальше больше: проверили нас на несовместимость, оказалось, что при обычном половом акте шансов забеременеть никаких, надо делать искусственную инсеминацию (введение подготовленной спермы в полость матки). И так три месяца. И опять безрезультатно. Больше в ту клинику мы не ходили.
В детдоме малыши тянули ручки и кричали: «мама!»
- После этого я впервые задумалась об усыновлении, - продолжает рассказ Инна. – Пять лет лечения ни к чему не привели, значит, не дано мне стать мамой, думала я. Очень часто плакала в ванной, по ночам. Не могла сдержать слез, узнавая, что очередная знакомая или коллега стала счастливой мамой. Я была безумно рада за знакомых, но мне тоже хотелось менять памперсы, укачивать малыша по ночам. И никакие трудности не пугали!
И один раз Потаповы таки решили съездить в детский дом. Решение об усыновлении еще не было принято окончательно, но Инне безумно хотелось посмотреть в глаза этим детям, чтобы убедиться – она сможет полюбить чужого ребенка.
- Лучше бы мы туда не ездили, - признается Инна. – Мне было очень тяжело видеть несчастных деток, которые тянут ручки и кричат «мама», «папа». Хотелось забрать их всех домой, отдать им всю свою нерастраченную любовь. А Миша после той поездки и моих слез сказал: давай попробуем еще раз. Не получится – усыновим ребенка.
Супруги пошли к очередному «светилу». Но в этот раз Инне посоветовали даже не мечтать о малыше с ее диагнозами.
- Слышать такое было невыносимо больно. Жить не хотелось. Я просто не видела смысла в своем существовании, - вспоминает харьковчанка. – Тогда мы решили попробовать нетрадиционную медицину. Стали пить травки, ездить по целителям, экстрасенсам. И опять – ничего. А еще через год моя подруга, работающая в центре восточной медицины, предложила походить на массаж, иглоукалывание. Понятно, что это никак не способствовало наступлению беременности, но могло отвлечь меня от грустных мыслей.
Инне идея понравилась, и она занялась собой. Сделала прическу, маникюр, записалась в бассейн, сменила наконец-то работу. А через три месяца почувствовала легкое недомогание. Тест ничего не показал, поэтому даже мысли не возникло о беременности. И каким же было ее удивление, когда на УЗИ врач разглядела 7 недель беременности (Инна пошла узнать причину длительной задержки).
- Этого просто не может быть! – думала я по дороге домой, - признается Инна. - Все думала: а вдруг что-то не так, а вдруг сорвется? Зато как был счастлив муж, услышав новость! Он подхватил меня и долго кружил по квартире, целовал руки, лицо, плечи, прыгал от радости. Конечно, беременность тоже не была легкой, пришлось долго лежать на сохранении. Но ведь это не главное. Главное, что мы выдержали все трудности и теперь с нетерпением ждем сыночка. Так что десять лет стараний не прошли зря. И вопреки всем приговорам, которые довелось услышать от врачей, я очень надеюсь родить и второго ребенка!
Алексей и Анна Шелестовы почти шесть лет жили в гражданском браке. Деток не планировали, но и особо не предохранялись. Однако беременность не наступала.
- А нас это как раз и устраивало, - говорит Аня. – Зато после свадьбы решили, что пора…
Я тогда была очень наивна: подсчитала день, когда мне надо забеременеть, чтобы родить Львенка по знаку Зодиака, составила график для себя и мужа (с такого-то числа он бросает курить, с такого-то начинаем пить витамины, с этого – вообще перестаем употреблять алкоголь). Но «по графику» забеременеть не удалось.
Прошел почти год, а ничего не получалось. Совместная жизнь Леши и Ани стала превращаться в кошмар.
- Все было подчинено моему циклу. К примеру, начало менструации: истерика по поводу неудачи, слезы, конец надежды, заливание горя алкоголем. Через неделю: все сначала, берем себя в руки, принимаем витамины, правильно питаемся. Середина цикла: каждая «встреча» с мужем - это не любовь, а работа, которую надо сделать очень хорошо, чтобы получилось. Потом - ожидание, надежды, молитвы, тяжелого не поднимать, «я что-то чувствую», «это точно оно!», «видишь, у нас уже пузо растет», и тому подобная чепуха, доводившая до припадков моего мужа. А уж если вдруг задержка!.. В то время это трактовалось только как беременность. Сколько тестов я извела, сколько вторых полосочек я там высмотрела!
Пошли супруги к врачу, сдали анализы. Не все были идеальны, но врач порадовала, что причиной бесплодия это быть не может. Проверились еще у нескольких специалистов – те же выводы.
Шансы спасти ребенка были минимальны
- В одной из клиник меня решили отправить на лапароскопию (хирургическая операция без надреза, когда с помощью оптических приборов проводится осмотр органов брюшной полости). Мол, посмотрим, что там, а дальше решим, что делать, - рассказывает Инна. – На тот момент мне было 24 года, и большинство врачей считало, что волноваться мне рано. Лапароскопия ничего особенного не показала. После мне сделали стимуляцию овуляции и инсеминацию. Но все закончилось ничем. Повторили еще два раза - мимо. Тогда врач порадовал: продолжать нет смысла, и рекомендовал нам ЭКО (ребенок из пробирки). Нам и стимуляция-инсеминация обошлись недешево, а если ЭКО тоже будет без результата…. Тогда с деньгами у нас было туго, и рисковать не хотелось. Тем более, что причину бесплодия нам так и не установили.
После нескольких лет безрезультатного лечения Шелестовы решили отдохнуть от врачей и клиник. А заодно и денег собрать на ЭКО. А через полгода Анна забеременела.
- Была задержка, сделала тест – отрицательный. Пошла на УЗИ. Вот там меня и огорошили - срок 5 - 6 недель. Но радоваться было рано - через пару недель началось кровотечение. Доктора сразу сказали, что это типичный выкидыш. Опять анализы, какие-то таблетки... Цикл у меня после того случая стал нерегулярным. Пришла к очередному врачу, которая честно призналась: не знаю, что с тобой. После этого у меня началась истерика, от родственников посыпались предложения о хороших врачах. Я решила сходить ко всем. Одна из докторов, посмотрев меня в кресле, сказала: вы беременны! Но такого ведь не могло быть!
Чтобы сохранить ребенка Анне и десяткам докторов пришлось изрядно попотеть – шансы были минимальны.
- Мы очень старались, береглись, потому что для нас было очень важно родить малыша, - говорит Аня. – Ждать осталось совсем немного – каких-то две-три недели. И впереди меня ждет множество неизвестных мне забот. Ведь пока лечила бесплодие, я досконально узнала все, что связано с зачатием, а вот про саму беременность, как оказалось, мне мало что известно. Я уже не говорю об уходе за новорожденным. Но мы готовы учиться. Ведь это настоящее счастье – взять на руки маленький кричащий комочек.
...А в это время
Удочерив малышку, родили сына
Харьковчане Виталий и Светлана Дахно тоже пережили немало – около трех лет лечились, а потом пошли на ЭКО. Однако ни первая, ни вторая попытка не была успешной.
- Я старалась не унывать, точнее не подавать виду, что мне плохо, горько, невыносимо больно, - вспоминает Света. – Но после очередного невинного вопроса знакомых, родственников, коллег – «А ребеночка не планируете?», я заливалась слезами. А утром снова – лекарства, больницы, консультации врачей…
Не веря в то, что им суждено родить собственного ребенка, супруги удочерили годовалую девочку. Несмотря на то, что малышка была с несколькими диагнозами, в семье она начала развиваться значительно быстрее, и в итоге, совсем выздоровела. Родители, бабушки и дедушки просто налюбоваться не могли Настенькой.
- Когда нашей любимой доченьке исполнилось три года, я почувствовала: что-то не так, - говорит Светлана. – Но о беременности даже мысли не было – на мне ведь врачи поставили крест, даже ЭКО не рекомендовали. Муж купил тест, и с замиранием сердца ждал под дверью: а вдруг? Не знаю, какого размера были мои глаза, но любимый сразу понял, что у нас будет малыш. Какое же это было счастье!
Нынче в семье Дахно подрастает двое любимых деток – Настенька и Ванюшка.
Комментарий специалиста
Бесплодие бывает психологическим
- Действительно, такое часто бывает – обследовались, лечились. Врачи либо вообще не могли найти причину бесплодия, либо наоборот ставили десятки неутешительных диагнозов. Но как только супруги «отпускали» проблему, переставали думать о ней, у них все получалось, - делится наблюдениями гинеколог Татьяна Овчаренко. – В современной медицине есть такое понятие, как психологическое бесплодие. Это когда супруги очень сильно хотят малыша, старательно готовятся к процессу зачатия, читают специализированные книги, журналы. И такая зацикленность мешает наступлению беременности. Но есть и еще одна причина подобных «чудес», о которых говорится выше: при стимуляции овуляции, ЭКО, женщина получает огромнейшую дозу гормонов. Если даже в процессе репродуктивных технологий ничего не получилось, то некоторое время спустя действие лекарств сохраняется, и у женщины может возобновиться ее собственная овуляция. Вот и наступает долгожданная беременность. Хотя, не спорю, - есть в этих случаях и много необъяснимого. Но главное, что детки рождаются!