Свято-Успенская Почаевская лавра – место, куда круглый год толпами приезжают верующие и группы туристов. И каждый, кто там побывает, верит, что после посещения этого святого места станет здоровее, удачливее и счастливее.
Грешные наряды
Этим летом к Свято-Успенской Почаевской лавре вместе с группой львовских туристов отправилась и журналист «Комсомолки». Перед поездкой я наслышалась рассказов о том, что женщин и девушек в Лавру пускают только в юбках и с покрытой платком головой. Чтобы меня не выставили за ворота, послушно надела дома юбку, но платок в спешке всетаки забыла. Остальные туристы особо не переживали из-за своей одежды: большинство девушек и молодых женщин отправились в поездку в брюках. И правильно! Как оказалось позже, длинные черные юбки на запах и цветастые платки можно было взять напрокат за 10 грн. непосредственно перед входом на территорию Лавры.
На большой доске перед входом в обращении к паломникам сообщалось, в частности, что на территории Свято-Успенской лавры запрещается «быть в одежде, которая не соответствует нормам христианской морали, а именно: мужчинам – в шортах и майках, женщинам – с непокрытой головой, в юбках выше колен, в шортах и брюках. Интересно также, что один из пунктов этого обращения запрещал заниматься на территории монастыря незаконной предпринимательской деятельностью. И при этом женщин с ящичками для разнообразных пожертвований там было больше, чем приличествует. И еще один интересный факт – на территории комплекса Почаевской лавры я обратила внимание на объявление следить за собственными сумками и кошельками, так как не исключены случаи воровства. Вот как! Оказывается, за этим местные стражи порядка углядеть не могут, а вот возможности сделать замечание, что в блузке без рукавов на территорию Лавры входить неприлично, они не упускают.
Не могу также оставить без внимания еще один не очень приятный момент. Когда к нашей группе вышел экскурсовод Почаевской лавры, первое, что он спросил у нашего экскурсовода, было «Какого вероисповедания ваши туристы?». На это наш гид Галина Скремета ответила с достоинством: «Я никогда не спрашиваю у туристов, какого они вероисповедания».
Место паломничества
Свято-Успенская Почаевская лавра состоит из комплекса исторических зданий, построенных в разные годы: СвятоУспенского собора (вторая половина XVIII века) Троицкого собора (начало XX века), келий (вторая половина XVIII века), Архиерейского дома (первая половина XIX века), колокольни (вторая половина XIX века), высотой 65 м и корпуса ворот (первая половина XIX века).
Свято-Успенская Почаевская лавра славится не только своей целебной водой, которая бьет из источника, возникшего на месте явления Богородицы. Есть здесь и чудотворная икона и даже исцеляющая Стопа Богородицы. Вообще Почаевская лавра, которая находится невдалеке от г. Кременец Тернопольской области, по праву считается самой большой православной святыней Западной Украины и второй в Украине после Киево-Печерской лавры.
По дошедшим до нас сведениям, основателями Лавры на этих землях были монахи КиевоПечерского монастыря, которые в 1240 году бежали от татарского нашествия. Первыми помещениями монастыря были пещеры в горах, а первым зданием – небольшая деревянная церковь Успения, которую возвели в XIII веке на северном склоне. Согласно легенде, именно тогда в огненном столбе над Почаевской горой инокам явилась Богоматерь с короной на голове и скипетром в руке. Это явление значило, что земли РусиУкраины будут много страдать, переживут много бед и войн, но при покровительстве Матери Божьей уцелеют и возродятся. После явления очевидцы этого события – иноки и пастухи поднялись на гору, где стояла Пречистая, и увидели на камне отпечаток ее правой Стопы, из которого начал бить источник.
В первой половине XVII века над следом от Стопы Пресвятой Богородицы построили каменную церковь в честь Святой Троицы. А в первой половине ХІХ века на деньги польского магната Николая Потоцкого на месте бывшей церкви Святой Троицы возвели новую церковь Успения Пресвятой Богородицы. Величественный Успенский собор Почаевской лавры – классический образец украинского барокко.
Чудотворный источник
Каждый, кто переступает порог собора, обращает внимание на бронзовый позолоченный ковчег за небольшой оградой у первой колонны справа. Над ним – икона Богородицы в огненном столбе на горе Почаевской, а внизу ковчега, за стеклом, – изображение Святой Цельбоносной Матери Божьей. Кстати, в этой церкви можно попить и набрать в бутылку воды из чудотворного источника.
Еще одно украшение Успенского собора – чудотворная икона Матери Божьей, которую в 1559 г. привез в эти места болгарский митрополит Неофит. Ее подарила храму владелица этих земель Анна Гойская. Оклад иконы изготовлен из золота и драгоценных камней. По преданиям, благодаря присутствию в Почаевском монастыре этой иконы, в 1675 году турки отступали от монастыря.
Расцвет монастыря связывают с деятельностью в XVII веке игумена Иова Зализа. И не случайно именно на праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа и Преподобного Иова 10 сентября тысячи паломников прибывают сюда на богомолье. Они хотят умыться целебной водой, поцеловать чудотворную икону Богородицы, приклониться к Стопе Матери Божьей и мощам Преподобного Иова.
В 2000 году в честь 2000летия Рождества Христова на территории комплекса построили также часовнюцерковь под открытым небом для летних богослужений.
На заметку
Объекты для поклонения в Свято-Успенской Почаевской лавре:
- Чудотворная икона Матери Божьей Почаевской – дар Анны Гойской;
- Чудотворная икона Почаевской Божьей Матери Киевской;
- Исцеляющая Стопа Богородицы и икона «Явление Богородицы в огненном столбе на горе Почаевской»;
- Икона Божьей Матери Гирондисси – копия чудотворной иконы из Афона;
- Икона «Спаситель в терновом венце»;
- Мощи Преподобного Иова Почаевского;
- Мощи Преподобного Амфилохия Почаевского.