Внук легендарного Жак-Ива Кусто: "Больше всего воображение будоражат морские монстры и инопланетяне"

Фабьен Кусто погрузится в одно из самых интересных мест на планете спустя почти 50 лет после экспедиции его деда.

Фото: Предоставлено Discovery Channel

В 1971 году Жак-Ив Кусто обнаружил гигантскую карстовую воронку в 80 километрах от побережья Белиза в Центральной Америке. К сожалению, технологические возможности того времени не позволили ему исследовать голубую дыру полностью, но то, что удалось найти внутри, завораживало и оставляло желание вернуться. И сделает это его внук: совсем скоро 51-летний Фабьен Кусто с командой профессионалов отправится на самое дно загадочного места, чтобы узнать, что скрывают его темные воды. Это путешествие будет транслировать в нашей стране канал Discovery Channel. Накануне экспедиции "КП" в Украине" удалось пообщаться с исследователем о морских глубинах и знаменитом на весь мир дедушке.

"Большая голубая дыра может рассказать об изменениях климата" 

- Фабьен, что вы ожидаете найти в нижней части Большой голубой дыры? 

- Лучше процитирую дедушку: "Если бы я знал, что мы собираемся найти, то не поехал бы туда..." Сама суть исследовательской деятельности - в тумане неизвестности и желании его развеять. Основываясь на находках в водах вокруг Центральной Америки и Мезоамериканского барьерного рифа, можно предположить, что там мы увидим памятники культуры майя, новых морских видов, а также найдем свидетельства процессов изменения климата.

- Какие испытания во время такой экспедиции могут стать самыми трудными?

- Экспедиция - сложный путь, полный неожиданностей. Идеально организованный план может испортить что угодно - от технических проблем до погодных условий. Например, погружению подводных аппаратов может помешать сильный ветер.  

- Каким образом ваша экспедиция поможет повысить уровень осведомленности о проблемах окружающей среды?

- Большая голубая дыра, как и весь океан, может много рассказать о характере нашего влияния. Из геологических образований внутри нее можно составить дорожную карту изменений климата. Не исключаю, что можем увидеть признаки человеческого воздействия на самом дне. В любом случае, делиться красотами Мирового океана и доносить сведения о его уязвимости - первостепенные задачи для привлечения общественного внимания.

По словам Кусто, за 31 день жизни в океане они получили такое количество данных, на сбор которых обычно требуется более 3 лет. Для него лично эта миссия была еще и возможностью почтить память дедушки с бабушкой и команды "Калипсо". Фото: Предоставлено Discovery Channel

"Расти на кораблях деда - это невероятная удача"

- Вы провели ранние годы на борту "Калипсо" и "Альциона" - легендарных кораблей своего дедушки. Каково было быть частью его команды? 

- Оглядываясь назад, расти на этих знаковых исследовательских судах, в окружении первопроходцев, было невероятной удачей. Это лучшая школа, которая позволила мне увидеть, как нужно проводить экспедицию. Покраска реек, чистка корпуса и ночная смена у штурвала - все это может показаться не самой приятной работой, но она стала неоценимым опытом, который сделал меня тем, кем я есть сейчас.

- Почему в последние почти пятьдесят лет не проводилось никаких исследований Большой голубой дыры?

- Если бы это было так просто, это смог бы делать каждый. Команде моего дедушки понадобилось более месяца на то, чтобы просто создать карту надежного прохода для доставки "Калипсо" в Большую голубую дыру. Это очень сложная и трудоемкая работа, для которой требуется редкое и дорогостоящее оборудование.

- Планируете исследовать другие голубые дыры? Например, Голубую дыру Дина на Багамах или Дыру дракона в Южно-Китайском море?

- Вполне вероятно. Голубые дыры настолько уникальны, что каждая из них может стать захватывающим открытием. 

- Подводные пещеры в Казахстане были обнаружены аквалангистом-аматором. Насколько опасно погружение в такие пещеры для любителей? 

- Несомненно, гидроспелеология чрезвычайно опасна. Многие пещерные дайверы отдали свою жизнь, изучая их. Без надлежащей всесторонней подготовки кейв-дайвинг может превратиться в трагедию. 

"Мы изучили менее 5% мирового океана"

- Полностью ли мы изучили Мировой океан? 

- На сегодняшний день мы изучили менее 5% Мирового океана. Как бы я ни восхищался исследованием космоса, считаю, что приоритетное значение имеет освоение нашей собственной планеты для лучшего ее понимания, потому что наша жизнеспособность как вида напрямую зависит от качества принимаемых нами решений.

- Можете назвать самые удивительные и нелепые мифы об океане или голубых дырах, которые вам доводилось слышать?

- Больше всего воображение будоражат морские монстры и инопланетяне. Легенды и мифы - это замечательно, они могут много рассказать о человеческом разуме. Впрочем, многие фантастические истории частично основаны на фактах: история о драконе - на найденных окаменелостях динозавров, история единорога - на нарвальском бивне, кракена - на тушке кальмара... Голубая дыра - не исключение: ходят слухи, что там живет божество - гигантский морской змей, что это дверь в подземный мир, убежище пришельцев... Это лишь некоторые из легенд вокруг Голубой дыры Белиза. Мы используем разные средства, будь то наука либо научная фантастика, в стремлении узнать наверняка, что же там находится.

Если вы заинтересовались и хотите узнать, что скрывает Большая голубая дыра, у вас есть уникальная возможность сделать это, став частью нашей экспедиции вглубь одного из самых загадочных мест Мирового океана 9 декабря в 22.00 в программе Discovery Channel "Голубая дыра: погружение в бездну". 

Жак-Ив Кусто без своей знаменитой красной шапки, но с маленьким Фабьеном на плечах. Фото: Архив Фабьена Кусто

Кстати

Где сейчас знаменитое судно "Калипсо"?

"Калипсо" - не только самое известное исследовательское судно в мире, но и самое узнаваемое для телезрителей. Его все мы видели в фильмах и телевизионных программах Жак Ива Кусто в начале и середине 1990-х годов. 

1 января 1996 года "Калипсо" столкнулся в Сингапурской гавани с баржей и затонул. Судно находилось под водой 17 дней, после чего было поднято и отбуксировано во Францию. В 1998-м, уже после смерти Кусто, его отбуксировали в Морской музей в Ла-Рошель. Тогда же было заявлено о планах превращения корабля в плавучий музей. Но, как зачастую бывает в подобных историях, за этим последовала юридическая волокита, судебные иски и споры, которые так ни к чему и не привели. 12 сентября 2017 года "Калипсо" был поврежден пожаром на верфи в Турции, где велось переоборудование судна с 2016 года. Но, к счастью, огнем были повреждены только новые части судна, историческая осталась нетронутой.