Наталья Варлей, звезда двух суперхитов 60-х, "Кавказской пленницы" и "Вия", стала автором книги, в которой очень честно рассказала о своей жизни и карьере, о тех, с кем работала и кого любила, о том, как из девочки, очарованной цирком и окончившей цирковое училище, стала знаменитой на всю страну артисткой. Она сразу говорит, что устала от творчества "шустриков", от журналистики и литературы, от публикаций, которые представляют собой "не ложь, а приблизительность, перемешанную со сплетнями, вымыслами и домыслами, немножко разбавленную реальными фактами". Вместо того чтобы опровергать их, она решила сама написать всю правду.
"Затянули косички, чтобы глаза казались раскосыми"
Самая известная картина Варлей - "Кавказская пленница", и кажется, за полвека про нее написано и рассказано все. Но, оказывается, нет.
Это не был дебют Варлей в кино: до того она снялась в короткометражке "Праздник" по рассказу Александра Грина и в комедии Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Формула радуги". На "Формуле" Варлей так понравилась Хилькевичу, что он хотел утвердить ее на главную роль, - помешал только юный возраст: героине по сценарию было 24 года, а Варлей - всего 18, причем выглядела она на 14. И в итоге она сыграла лишь скромную роль медсестры.
Но на съемках присутствовала Татьяна Семенова, ассистентка Леонида Гайдая, которой сказали, что в "Формуле радуги" снимается "хорошая цирковая девочка". И вскоре Варлей ждала телеграмма с просьбой прийти на пробы для "Кавказской пленницы".
Знакомство с Гайдаем актрисе не очень запомнилось. Режиссер показался ей довольно мрачным. Он прочитал с ней несколько страниц из сценария, потом сделали фотопробы (причем Варлей туго затянули косички, чтобы глаза выглядели чуть раскосыми, - сначала предполагалось, что у Нины должна быть экзотическая восточная внешность). Потом прошли кинопробы, причем реплики за Шурика опять-таки подавал из-за камеры сам Гайдай. Актриса согласилась пройтись перед камерой в купальнике и удивила съемочную группу той легкостью, с которой разделась (они не понимали, что для артистки цирка купальник - почти что рабочая одежда).
И только потом Наталья узнала, что на роль, помимо нее, претендовали около 500 актрис. В том числе первые красавицы советского кино: Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Анастасия и Марианна Вертинская, Валентина Малявина, Лариса Голубкина, Виктория Федорова, Наталья Селезнева... Это не считая бесчисленных непрофессиональных актрис - балерин, спортсменок и просто красавиц. Но никому неизвестной "цирковой девочке" удалось обойти их всех.
Неудобная ситуация
На съемках "Кавказской пленницы" случился довольно неприятный эпизод. Как-то в ресторане допоздна отмечали день рождения Александра Демьяненко. Потом Леонид Гайдай предложил проводить Наталью до гостиницы. Они вместе поднялись на этаж, где рядом находились их номера (Гайдай жил в своем с женой, Ниной Гребешковой). Но Гайдай не отправился к себе, а шагнул за Варлей в ее номер и попытался закрыть дверь изнутри. Варлей вежливо попросила этого не делать.
"И мы сели - я на краешек стула, а Леонид Иович в кресло у окна - напротив. Ситуация была более чем неловкая... Я начала "заполнять паузу", что-то лепеча про день рождения Саши, про завтрашние съемки...
И тут в коридоре раздался громкий звук торопливых шагов, и в дверях остановилась Нина Павловна... Я от смущения не нашла ничего умнее, чем заявить: "Мы говорим о работе!" Нина Павловна молча вышла...
Хлопнула дверь соседнего номера. Леонид Иович поднялся с кресла и пошел к выходу, я двинулась, чтобы закрыть за ним дверь. Но Гайдай неожиданно сам закрыл ее изнутри, повернулся и попытался меня поцеловать..."
Но поцелуя не получилось. "Я была девушка цирковая, сильная, с моментальной реакцией, поэтому в одну секунду я Гайдая не только оттолкнула, но и вытолкала из номера, закрыла дверь и заперла ее на ключ (прямо-таки сцена с Сааховым из фильма!)..."
На следующий день Гайдай был очень вежлив, хотя старался не смотреть в сторону Натальи.
А когда они возвращались в Москву (Гайдай, Гребешкова и Варлей ехали в одном купе), Гребешкова вышла, а Гайдай вдруг жестко сообщил Наталье, что в фильме ее будет озвучивать другая актриса. Хотя раньше никаких претензий к ее голосу у него не возникало. Она от неожиданности и обиды разрыдалась, а он стал ее утешать: мол, начинающих актрис постоянно озвучивают опытные...
Потом ее даже отвезли на студию, чтобы она сама попыталась озвучить героиню. Но она чувствовала: все ждут, что она не справится. Ей никто не помогал, не объяснял тонкостей работы, наоборот - торопили и словно подталкивали к провалу. У Натальи от волнения пересохло в горле, а Гайдай сказал: "Ну вот, видишь! У нас просто нет времени с тобой возиться! А Надя все сделает быстро и профессионально. Да не реви!"
Попросил прощения за Румянцеву
Надя - это Надежда Румянцева, одна из кандидаток на роль Нины. Лишь немногие реплики героиня "Кавказской пленницы" произносит не ее голосом, а голосом Варлей (например, фразу "Ошибки надо не признавать! Их надо смывать. Кровью!..").
Впрочем, с Гайдаем отношения испорчены не были. Варлей подружилась с ним, впоследствии снялась у него в "Двенадцати стульях" в роли Лизы - юной пассии Кисы Воробьянинова. С Ниной Гребешковой она дружит до сих пор.
Да и сам режиссер уже под конец жизни называл ее любимой актрисой. И однажды сказал: "Ты знаешь, я до сих пор не могу себе простить того, что озвучил тебя Надей!.. Я помню, как ты плакала... Надя - блестящая актриса, но она пробовала скопировать твои интонации, и все равно слышно, что это - Надя, хоть и молодая, но все-таки старше тебя на 10 лет. Это не имело смысла. Наташа! Ты прости меня!.."