Владислав Третьяк: Анатолий Тарасов не давал нам быть аристократами

10 декабря исполняется 100 лет со дня рождения великого хоккейного тренера.

Фото: Сергей ЛИДОВ

У Владислава Третьяка всегда наготове большой набор историй про великого Тарасова. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Мы знаем, что в советском хоккее есть Легенда № 17 и множество легенд под другими номерами. Но стали бы они такими звездами, завоевали бы столько "золота", если бы у них не было Анатолия Тарасова? В его карьере были потрясающие взлеты, куча медалей со всех возможных турниров и государственные ордена. Но любые награды меркнут перед простым неофициальным титулом "отец советского хоккея".

Много лет назад мы с братом в одном кинопроекте работали помощниками сценариста. В планах было снять фильм про хоккей еще той, советской сборки. Нашей задачей было делать интервью со свидетелями той эпохи, чтобы потом реальные истории вплести в сценарий. Было много интересных встреч, но больше всего нам запомнились рассказы Владислава Третьяка про Анатолия Тарасова. Большинство из тех историй публикуем только сейчас.

Рассказы Владислава Третьяка об Анатолии Тарасове:

Невеста

- Тарасов нам говорил: "Вы так должны друг к другу на площадке относиться, как к невесте. Чтобы пас отдавать с любовью. Чтобы не тукнуть так, чтобы не поймал, а как невесте!"

Теннисный мяч

- Нас, вратарей, Тарасов заставлял с собой постоянно носить теннисный мяч. Как свободная минутка, надо было кидать его и ловить, развивая реакцию. Мяч должен был быть с нами везде! Даже когда плавали! Я карман себе пришил к плавкам, чтобы, когда купаешься, он с тобой был.

За столом сидишь, кушаешь. Заходит Тарасов.

- Ребята, а где ваш мяч?

- ?!

- Вы даже когда борщ едите, в одной руке - ложка, а во второй - мяч!

Машина

В 1971 году я взял машину "Жигули". Но это Тарасов мне выбил. Так же просто не купишь - очередь. А он подписал документы, какие надо. И вот я подъезжаю на базу. И тут же Анатолий Владимирович, на "Волге".

Я выхожу:

- Доброе утро.

- Ты что, на машине?!

- Ну да, вы же мне дали.

- Нет-нет-нет. Значит так: два раза в неделю на машине, а в остальные - в метро, потолкаться среди народа. С ума, что ли, сошел! На машине! Смотрите, какой аристократ!

Анатолий Владимирович Тарасов в душе до последнего оставался тренером. Фото: Пересъемка Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Перстень

Была у нас, хоккеистов, такая мода: клетчатые пиджаки и перстни. И я себе тоже купил пиджак и перстень. А Тарасов, как увидел, заставил нарисовать карикатуру на меня в клетчатом пиджаке с перстнями на всех пальцах! И вывесили "Боевой листок" - стенгазету, стихи, поздравления...

Таможня

Заграничные командировки в то время были одной из привилегий хоккеистов. А когда мы возвращались, нас на таможне никогда не проверяли, но мы всегда переживали: может, два магнитофона нельзя везти? Может, еще квоты на что-то? На одежду?

И вот однажды прилетаем в "Шереметьево" и тут нам неожиданно таможенник один:

- Стоп! Проверка!

А Тарасов всегда последний шел. К нему капитан команды подбегает и говорит: мол, так и так, Анатолий Владимирович, проверяют нас! Таможня!

Анатолий Владимирович подходит к таможеннику и строго так:

- Полковник Тарасов!

- О! Тарасов, как же!

- Молодой человек, вы что же? Красную Армию собираетесь проверять?!

Там все упали. И таможенник уже сразу исчез:

- Нет-нет! Что вы! Проходите...

Тарасов нам:

- Ребята, проходите, я договорился.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Из первых уст

Заслуженный тренер Советского Союза, дочь Анатолия Тарасова - Татьяна ТАРАСОВА:

Отец написал 42 книги Помню, как его в 54 года освободили от работы. И он, как человек, полностью посвящавший себя своему делу, работая каждый день с четырех утра, не знал, куда себя деть, и писал. Живя с нами в двухкомнатной квартире, он написал 42 книги! Такие люди, как он, не сдаются. В то тяжелейшее для него время это было самое настоящее убийство гения. Но он не останавливался и придумал у нас во дворе дома № 75 по Ленинградскому проспекту "Золотую шайбу" (хоккейный турнир среди детских команд. - Ред.).  И они с моей мамой заливали там лед на маленькой баскетбольной коробке, которая была построена для дяди Саши Гомельского. И туда сбегались все дети с соседних дворов. Тренировки начинались в половине седьмого утра, до школы. И оттуда пошла "Золотая шайба". Человек не опустил руки, сделал огромное дело для страны, для того, чтобы занять мальчишек. А потом уже - занять весь мир. И весь мир играет в его хоккей.

Досье "КП"

Анатолий Владимирович ТАРАСОВ. Родился 10 декабря 1918 года. 

Умер 23 июня 1995 года.

В 1937 году поступил в Высшую школу тренеров, а потом играл в одесском "Динамо". В 1940 году был призван в армию и попал в ЦДКА. В годы войны сначала охранял объекты Москвы, а потом окончил офицерские курсы и стал инструктором по боевой подготовке. После войны выступал за команду ВВС. Там начал тренерскую карьеру.

В качестве главного тренера ЦДКА, ЦДСА, ЦСКА выигрывал чемпионаты СССР (1948 - 1950, 1955 - 

1956, 1958 - 1960, 1963 - 1966, 1968, 1970 - 1973 гг.). В качестве второго тренера сборной СССР побеждал на Олимпийских играх (1964, 1968, 1972) и чемпионатах мира (1963 - 1971).