Заполняемость футбольных стадионов в Германии - то, о чем украинские клубы могут только мечтать. Первая Бундеслига - самый посещаемый национальный чемпионат мира, но в низших дивизионах арены тоже не пустуют. Во многом потому, что активные болельщики чувствуют себя хозяевами стадионов, клубов и самой игры. Как этого удалось добиться, обсуждали в Берлине во время семинара "Футбол и культура футбольных болельщиков в открытом обществе". "КП" в Украине" рассказывает о самых интересных нюансах.
Национальная концепция
В любых ситуациях (и в горе, и в радости) фанаты в Германии могут полагаться на поддержку фан-проектов. Это что-то вроде адвокатуры для болельщиков - обычное явление для Германии и уникальное для Украины.
Первые из фан-проектов стали появляться еще в 80-х годах. Это было очень жесткое и жестокое время, когда немецкие стадионы накрыла волна насилия: постоянные стычки между фанатами и полицией (были и смертельные случаи), столкновения между самими фанатами и выход на главную футбольную сцену хулиганов.
Тогда-то в немецком обществе и решили, что энергию хорошо бы направить в мирное русло. А это возможно только тогда, когда фан-культуру воспринимают как часть общества.
Сейчас в Германии около 70 подобных организаций, они имеют свои офисы и штатных сотрудников, среди которых немало социальных педагогов. В 90-х у них появилась национальная концепция, которая объясняет основные принципы их деятельности - "Спорт и безопасность".
Фан-проекты не зависят от клубов. По законодательству, их финансируют напополам футбольные лиги и местные земельные бюджеты.
В берлинском фан-проекте говорят, что самым сложным на первом этапе было завоевать доверие болельщиков. Сейчас сотрудники фан-проектов представляют интересы фанатов на государственном уровне, к примеру, отстаивают их права, когда власти в очередной раз озвучивают какое-то резкое предложение в духе сажать в тюрьму за использование пиротехники. Помогают улаживать проблемы с полицией, отстаивают инициативы и проекты ультрас, сопровождают фанатов на выездные матчи и помогают решать любые возникающие проблемы.
Не клубы имеют фанатов, а фанаты - клубы
Все немецкие клубы - акционерные общества, членами которых являются фанаты в том числе. Соответственно, они могут прийти на ежегодное собрание клуба, где, например, оглашается бюджет, и влиять на политику и концепцию развития.
Большинство из них выступают против коммерциализации футбола.
- Приходит какой-то олигарх, покупает клуб и размышляет о том, через сколько он сможет выиграть Лигу чемпионов. Нам это не нравится. Футбол - только до тех пор наш вид спорта, пока у нас есть возможность на него влиять, - объясняют фанаты.
К примеру, "Унион" во второй Бундеслиге собирает на своих домашних матчах 22 тысячи зрителей, и болельщики не особо-то горят желанием, чтобы их команда играла в элитном дивизионе и еврокубках. Ведь выступать на домашнем стадионе, где большинство мест стоячие, в таком случае будет невозможно. А многие фанаты своими руками строили эти самые трибуны, когда договорились сделать реконструкцию на стадионе. Вот так просто после работы приходили на стройку. Совершенно бесплатно.
Вполне логично, что результаты игры при этом отходят на второй план.
- Не имеет значения - выиграет "Унион" или проиграет, от этого мы не перестанем быть его болельщиками, а он - нашим клубом. Мы, наше сообщество и все, что мы делаем вместе, - это самое ценное, что у нас есть. А не результаты матчей, - объясняют фанаты.
|
Добрые полицейские
Своим врагом №1 немецкие фанаты, как десятилетия назад, считают полицию. При этом сами полицейские утверждают, что значительно "подобрели" и сами заинтересованы в том, чтобы постоянно сокращать свою базу "проблемных" фанатов.
В полицейском участке №65 Берлина, который расположен в районе, где находится стадион "Униона" (клуба второй Бундеслиги), говорят, что если в 2006-м в картотеке так называемых "готовых к насилию" фанатов по Берлину было 5 тысяч человек, то сейчас - 1500.
Полицейским запрещено появляться на стадионе до того момента, пока их не пригласит клуб. В таком случае на то, чтобы вмешаться, стражам порядка нужно около двух минут.
Один из главных камней преткновения с фанатами, как и в большинстве стран, - пиротехника.
- Пронести ее на стадион не проблема, ведь современная пиротехника часто может быть меньше письменной ручки. Делай мы акцент на то, чтобы ее обнаружить, то проверка перед входом на стадион была бы, как в аэропорту, - говорит Петер, директор участка.
Немецкие фанаты выступают за легализацию пиротехники на стадионе. Предлагали даже, чтобы некоторые фанаты получали специальное образование по работе с пиротехникой и брали на себя ответственность за безопасность людей вокруг. Полиция против. Аргумент - безопасной пиротехники пока не придумали. Дискуссии продолжаются.
Минимум - трое, но в "Боруссии" - 12
Естественно, сотрудничают с болельщиками и клубы. По правилам, каждый клуб первой Бундеслиги обязан иметь минимум трех сотрудников, которые отвечают за работу с болельщиками.
- В нашем отделе по работе с болельщиками - 6 человек, а в таком же отделе дортмундской "Боруссии" - 12 человек, - рассказывают в берлинской "Герте".
По украинским меркам, где в клубах иногда и отдела-то такого не существует, людей - много, но в "Герте" говорят: работы хватает на всех. Есть сотрудники, которые работают только во время матчей, непосредственно на стадионах. Другие отвечают за коммуникацию с другими клубами, организацию фан-встреч, за ответы на запросы, которые поступают в клуб, переписку и общение с фанатами. Третьи ведут конкретные проекты - например акции со школьниками. Есть сотрудники отдела, которые работают только с фанатами с инвалидностью.
Всего в поле деятельности отдела по работе с болельщиками "Герты" - 8 тысяч фанатов, которые объединены в 350 различных фан-клубов.
Футбол - это политика
Расхожую фразу украинских футбольных чиновников, а часто и самих футболистов о том, что "Футбол - вне политики", вдребезги разбивают исследования и наблюдения немецких фан-проектов, которые велись со времен их возникновения.
В их понимании футбол - это социальный феномен.
- Люди приносят на стадион свои будни. Все социальные изменения влияют на ситуацию на стадионах. Любое ощущение никчемности и неустроенности людей приводит к вспышкам агрессии на аренах. Футбол - политичен. Это не партийная политика, но он может и должен способствовать коммуникации в обществе. Когда в обществе что-то разваливается, фанаты на стадионе сплачиваются, - объясняет автор манифеста "Мы о нас - футбол для людей" Йохен Лешинг.
Соответственно, по мнению руководителей фан-проектов, ответственность футбольных клубов - это работа с молодежью, детьми, обучение и образование через футбол, социальная активность фанатов.
В Германии есть множество околофутбольных организаций, которые занимаются, к примеру, адаптацией беженцев, выступают против гомофобии, расизма, сексизма, любого неравенства.
Каждому - по адвокату
Отдельные инициативы организовывают непосредственно сами фанаты клубов. К примеру, у фанатов "Униона" есть организация, которая называется "Железная помощь". Она официально оформлена и помогает своим членам, если у тех возникают проблемы с полицией. Члены (их сейчас около 400) в свою очередь платят взносы - по 3 евро в месяц.
Этих денег хватает, чтобы в случае необходимости нанимать для болельщиков адвокатов, выпускать брошюры "Как мне общаться с полицией" и специальные плакаты, которые многие ультрас вешают на двери своей квартиры, чтобы знать, как действовать, когда к ним домой с обыском приходит полиция (да, случается и такое).
Существует также горячий телефон, по которому в случае необходимости фанаты могут сообщить, что попали в беду. Подобные организации действуют при многих клубах.