Вверх по наклонной плоскости
Ученые Французского института восточной археологии в Каире и Ливерпульского университета пришли к выводу: египетские пирамиды строили сами египтяне, а не какие-нибудь там инопланетяне или представители более развитой цивилизации. Участники экспедиции обнаружили руины пандуса - наклонной плоскости из песка, которая и помогала в тяжелой работе.
Пандус был насыпан примерно 4500 лет назад. Как раз тогда египтяне и сооружали пирамиду Хеопса, одно из семи чудес света.
Пандус находился в Восточной пустыне в карьере Хатнуб - одном из тех, где для пирамиды вырубали массивные известковые блоки весом в 2,5 тонны. Они шли на облицовку.
По словам Янниса Гурдона - одного из руководителей археологической экспедиции, найденный пандус наверняка был нужен, чтобы вытаскивать из карьера вырубленные блоки. Таскали их на салазках, подтягивая канатами, перекинутыми через вертикальные деревянные столбы. В пандусе сохранились отверстия, в которые те были вставлены, и лестницы, в ступени которых упирались "грузчики".
Гурдон считает, что хатнубский пандус позволял преодолевать уклон в 20 процентов. То есть при высоте, скажем, 20 метров, на которую надо было поднять груз, наклонная плоскость должна была начинаться в 100 метрах от цели.
Да и сама наклонная плоскость была отнюдь не шокирующих размеров. При высоте пирамиды Хеопса в 146 метров насыпь должна была начинаться в 730 метрах от самой пирамиды. Это - при том же расчетном уклоне в 20 процентов.
Гурдон уверяет, что прежде столь явных подъемно-транспортных систем не находили.
А каким образом каменные блоки попадали из отдаленных карьеров к месту строительства? Этот секрет раскрыл дневник одного из "прорабов", возводивших Великую пирамиду Хеопса. Недавно археологи обнаружили папирус с его записями.
Вниз по реке
Дневник обнаружили в пещере, расположенной рядом с руинами крупнейшего в древнем мире порта Вади-аль-Джараф на Красном море. Археологи установили, что дневник вел некто Марет, который был эдаким прорабом, курировавшим часть работ по возведению пирамиды Хеопса. Под его началом находились 40 элитных рабочих. Рабочие доставляли те самые известковые блоки. Но из другого карьера - Туру, который был примерно в 12 километрах от строительной площадки, на другом берегу Нила. Гранитные блоки, куда более тяжелые, добывали еще дальше - почти за тысячу километров от плато Гиза.
"Прораб" уверяет: блоки возили по воде на лодках. Известковые клали по одному, транспортировка занимала 2 - 3 дня. Для гранитных блоков связывали несколько лодок - устраивали нечто вроде плота.
По утверждению Марета, лодки подходили довольно близко к основанию строящейся пирамиды. Для этого к ней были прорыты каналы. О чем одни ученые давно твердили сами по себе, но другие не сильно верили.
Недавно словам "прораба" нашлось еще и подтверждение. Известный американский археолог-египтолог Марк Ленер обнаружил один из подземных каналов, по которому к пирамиде подавали воду.
Своим дневником Марет опроверг весьма популярную недавно гипотезу о том, что блоки не вырубали где-то в отдалении, а отливали в опалубку прямо на месте укладки. То есть изготавливали из некоего древнеегипетского бетона. Нет, иероглифами записано: вырубали.
Справка "КП"
Долгострой египетский
Пирамиду Хеопса - она же Хуфу - строили примерно 20 лет. А то и все 23 года. Построили между 2560 и 2540 годами до нашей эры, высота - 146 метров (сейчас 139 - осыпалась).
Конструкция сложена из 2,3 миллиона каменных блоков.
Архитектором Великой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса, который носил титул "управляющий всеми стройками фараона".
Прораб Марет сообщает, что надзирал за строительством визирь Анкхаф - сводный брат Хеопса, у которого был титул "главный для всех работ фараона".