О возникшей в конце XIX века за океаном традиции устраивать в последнюю пятницу ноября глобальные скидочные акции в Украине тогда даже не догадывались. Не доходила еще до нас мода на американские тренды. Не приживалась она и не воспринималась. В чести были новшества из европейских столиц - Парижа, Берлина, Лондона. С другой стороны, независимо от Америки развитие торговли и бизнеса у нас шло в том же направлении. Появившееся понятие "распродажа" - не исключение. Листая подшивки газет, замечаешь: рекламных объявлений и предложений "самых выгодных цен" в конце ноября становится в разы больше, чем, допустим, в сентябре или мае. Все логично, ведь за месяц до новогодних праздников люди уже думают о подарках. И неважно, когда и где это происходит…
| Недобросовестная конкуренция была всегда. Даже знаменитая "Мадам Клико" вынуждена была предупреждать о возможном фальсификате. |
|
Конкуренцию считали безнравственной
Впрочем, везде были свои особенности. В том же Киеве вплоть до 1834 года рекламы не было вообще. Ведь торговлю в городе координировал магистрат, определявший, сколько и каких магазинов нужно горожанам. Лишних не заводили, а хозяева разрешенных не считали нужным лишний раз себя рекламировать. А и действительно, зачем? Покупателю деваться было некуда, кроме как напрягаться и искать нужную и, считай, единственную в округе лавку. Диким как для сегодняшнего времени кажется и правило, когда конкуренция считалась чем-то позорным и безнравственным. Первой заповедью купца было: "Не отбивать ни у кого покупателя ни письменно, ни устно".
После падения магистратской власти ситуация в корне изменилась, возникла конкуренция и необходимость бороться за покупателя. Первая реакция рынка - появление ярких, а иногда и наивно примитивных рекламных вывесок и товаров, выставленных на витринах. Тогда центром торговли Киева считался Печерский форштадт, и именно здесь торговые ряды впервые "оделись" в вывески. Со своими особенностями, конечно. Большинство торговцев выдавали себя за иностранцев: французов, итальянцев, англичан (так было проще "обрабатывать" клиентов), соответственно рекламу они делали на языках тех стран, из которых якобы приехали. У случайных приезжих складывалось странное ощущение непонимания, в какую же страну они попали. А затем, когда элитные салоны переместились на Крещатик, а торговые площади перешли к предпринимателям попроще, вообще произошла анекдотическая ситуация: иностранные буквы они сменили на русские, попытавшись сохранить транскрипцию. Получилась полная абракадабра.
| Предметы дамского гардероба были востребованы и сто лет назад. |
|
Поводы для гордости
Тем временем Крещатик стал настоящей Меккой для шопоголиков. Появилась даже городская традиция прогулок средь бела дня вдоль магазинов улицы. Почему нет? Оформлено все ярко, тротуары чистые, ровные и ухоженные, с лавочками, вдоль улицы на любой вкус ждут клиентов всевозможные кофейни, вареничные и пивные.
В пользу такого резкого и качественного развития сработало несколько факторов. Киев стремительно рос и развивался, став привлекательной площадкой для ведущих европейский брендов. Это не шутка. Делать покупки в нынешней столице Украины считалось модным, престижным и… экономически выгодным. Свои плюсы дали и ежегодная контрактовая ярмарка, куда съезжались купцы едва ли не со всей империи, и проведенная в 1913 году всероссийская выставка. И как закономерный результат - признание Киева лучшим торговым городом на территории империи. По ассортименту товаров, по уровню организованности торговли, по качеству обслуживания. Было чем гордиться киевским купцам.
Кстати
Книжных магазинов было больше, чем булочных
В конце XIX века в Киеве посчитали магазины. Оказалось, что их около 400. Любопытно, что первое место заняли бакалейные (92 точки), второе разделили готовой одежды и суконно-мануфактурные (53 и 52), а на третьем были книжные (50). Все остальные остались далеко позади - обувные (23), кондитерские и булочные (22), табачные (14) и огородного инвентаря (3). На первый взгляд удивительно, что в списке нет детских магазинов. Действительно, такой специализации тогда не существовало. Одежда и литература продавались в профильных заведениях, а вот игрушки нет - только на специальных ярмарках и только перед праздниками.
| 110 лет назад в газетах, как и сегодня, рекламировались неожиданные и модные новинки. |
|
| "Черная пятница" 20 ноября 1898 года. В газете "Киевлянин" предлагают купить ноты со скидками (уступками) для учащихся. |
| Наиболее востребованными были товары из Европы, о США в объявлениях - ни слова. |
|
|