Проверка слуха: красный корпус университета им. Шевченко хотят сделать желтым

Если верить сообщениям в соцсетях "неравнодушных" граждан, легендарное здание решили перекрасить. Так ли это?

Фото: ua.igotoworld.com

"Внимание, киевляне!" - громко начала свой пост сотрудница Киево-Могилянской академии Владислава Осьмак. А дальше - текст о том, что  Научный совет государственного института культурного наследия Министерства культуры Украины через пару часов рассмотрит проект о реставрации Красного корпуса Киевского университета имени Шевченко. Причем реставрация подразумевает перекраску знаменитого здания в желтый цвет.

И хотя большинство читателей не поверили в такую новость, "КП" в Украине" решила ее проверить. Вдруг декоммунизация дошла и до красного цвета?

Нам удалось связаться Владиславой Осьмак. По ее словам, ей позвонил человек, представившись сотрудником Украинского института культурного наследства, и сообщил о происходящем.

- Мне позвонили, я отозвалась, чтобы привлечь внимание общественности. Проверять информацию возможности я не имела, - объяснила "КП" в Украине" Владислава Осьмак.

А вот в секретариате КНУ имени Шевченко нам рассказали следующее:

- Киевский национальный университет не планирует менять цвет памятника архитектуры – главного учебного корпуса, который все называют Красным.

Здесь впервые слышат о подобной инициативе.

В Министерстве культуры Украины тоже удивились нашему звонку:

- Вопрос о перекраске центрального корпуса КНУ им. Т. Шевченко в Министерстве культуры никогда не поднимался.

Пока поверим, а как будет дальше - покажет время.

Корпус изображался белым на картине

Единственным наглядным доказательством первоначальной белизны корпуса является вот эта акварель начала 40-х годов. С ее помощью легко опровергнуть утверждение, что главный корпус университета всегда был красного цвета.

Автор работы - художник Михаил Сажин (1814-85), выпускник Петербургской академии художеств, приятель Тараса Шевченко. Вместе с ним он в 1840-х годах работал в Киеве.

Фото: the-city.kiev.ua 

Летом 1842 года, Викентий Беретти затрудняется выбрать цвет для своего детища. Он решает написать инициатору строительства – императору Николаю.

"Можно будет окрасить стены желтой краской, а карнизы и пояски - белой, как обыкновенно красятся все строения в городе, или же таким образом под цвет извести,- я же, со своей стороны, полагал бы окрасить все пространство от цоколя до подколонн под цвет гранита брызгами, а остальное не отличая ни поясков, ни карнизов, под цвет извести, так, чтобы все строение казалось бы сделанным из одного камня".

Император же размышлял, учитывая столичную моду,  поэтому рекомендовал: "окрасить тем цветом, каким окрашен Зимний дворец в С.-Петербурге", т.е. под дикий камень, заметив, что "этот цвет, удаляя всякую пестроту, есть самый приличный для большого здания". Из Северной Пальмиры был прислан колер, в содержимое которого входила серая известь, охра, итальянская мумия, олонецкая зелень. Вероятно, что именно с этой краской произошел казус, вынудивший уже Александра Беретти после смерти отца перекрашивать корпус в новый радикальный цвет.

Советские историки однозначно утверждали, что университет был выкрашен под стать Зимнему дворцу в Петербурге. В те времена дворец был коричневым и в таком виде простоял до 1940-х годов. Эта версия подтверждается словами императора Николая І.