"Чернопятничный" феномен
Традиция ноябрьских распродаж, изначально известная лишь в США (подробнее см. "Справка "КП"), в течение нескольких лет завоевала популярность буквально во всем мире, и Украина не стала исключением.
"Черную пятницу" не без причины называют феноменом. Согласно данным поисковой системы Google, в течение последних 5 лет интерес интернет-пользователей к этому событию вырос более чем вдвое, и ежегодно "скидочное безумие" приводит к новым рекордам оборотов и прибыли.
Кстати, Украина вошла в тройку стран (с нами в этой тройке США и Канада), где от ноябрьских распродаж покупатели получают самую большую выгоду: реальные скидки в "черную пятницу" достигнут 66-68%.
Куда пойдут украинцы
В украинских магазинах Black Friday начала появляться только в 2014-м, и все эти годы популярность распродажи динамично росла. Как показало исследование рынка, проведенное подразделением Black-Friday.Global, на сегодня в нашей стране о "черной пятнице" знает уже 88% опрошенных, и каждый третий планирует поучаствовать в этих распродажах.
При этом прогнозируемый рост продаж в "черную пятницу" по сравнению с обычной пятницей составит 1303%.
Авторы исследования уточняют, что 17,7% опрошенных уйдут за поисками нужного товара в интернет, 13,7% по старинке отдадут предпочтение традиционным торговым центрам. При этом более чем две трети покупателей (68,6%) оказались довольно предприимчивыми и сообщили: они планируют совершать покупки и в онлайн, и в офлайн-режиме.
Денежки
Национальная федерация розничной торговли США регулярно публикует данные о продажах в "черную пятницу". Совокупное количество покупателей в последние годы превышает 200 миллионов человек, а средний чек составляет порядка 400 долларов.
Украинцы планируют потратить на распродаже в среднем 2975 грн. В долларовом эквиваленте это меньше, чем поляки и белорусы, но больше, чем, например, жители Бразилии и Индии.
Справка "КП"
"Черная пятница" - это пятница после Дня благодарения в США, который отмечается в четвертый четверг ноября. С нее-то и начинается традиционный рождественский сезон распродаж. А статистика утверждает, что пятая часть всей розничной торговли в США приходится на месяц между "черной пятницей" и Рождеством.
Обычай устраивать распродажи в этот день установился еще в XIX веке. "Черная пятница" не является ни праздником, ни выходным днем, но немало американцев (разумеется, кроме продавцов) берут в этот день отгул и отправляются на "охоту". И настоящим "охотникам" выходной действительно не помешает, ведь магазины в этот день открываются ни свет ни заря - около 5 утра. А некоторые и вовсе в полночь. При этом в магазины желательно попасть непременно к открытию, ведь серьезные скидки - до 80% - предлагаются именно первым покупателям.
Термин "черная пятница" впервые появился в Филадельфии и означал сильные пробки на дорогах в пятницу после Дня благодарения. Современная трактовка этого термина в английском языке более позитивная и связана с идиомой "in the black" (т.е. "положительный баланс"). Это подразумевает, что в этот день продавцы непременно выходят "в плюс".