Большинство украинцев с неподдельным интересом и возмущением следят за тем, как растут тарифы на газ. Но мало кто знает, на что идут деньги, которые мы платим за каждый сожженный кубометр топлива.
Что входит в тариф
По словам советника министра энергетики и угольной промышленности Украины, ведущего эксперта Центра Разумкова Максима Белявского, цена природного газа имеет следующую структуру: непосредственно добыча голубого топлива, далее – его транспортировка магистральными газопроводами высокого давления, потом транспортировка природного газа через газораспределительные сети, то есть сети облгазов. Плюс поставки и наценка облгазов и “Нафтогаза”.
Тариф до 1 ноября состоял из следующих составляющих (за тысячу кубометров):
- Добыча - 5818 грн.
- Транспортировка - 263 грн.
- Распределение - 616 грн.
- Наценка облгазов - 148 грн.
- Наценка "Нафтогаза" - 112 грн.
ИТОГО: 6957 грн.
По словам Белявского, после повышения цены на газ для населения, скорее всего, упомянутые выше составляющие формирования стоимости голубого топлива не изменятся, а могут измениться только их ценовые характеристики.
Получается, что новая структура цен будет выглядеть приблизительно так:
- Добыча - 7155 грн.
- Транспортировка - 323 грн.
- Распределение - 754 грн.
- Наценка облгазов - 181 грн.
- Наценка Нафтогаза - 137 грн.
ИТОГО: 8550 грн.
Куда идут барыши
Как видите, самые большие деньги получают добытчики газа. Соответственно, у них одна из самых больших прибылей, которую нужно инвестировать в новые месторождения. Ведь для них была поставлена задача – увеличить добычу, чтобы Украина перестала импортировать газ из-за рубежа.
В прошлом году чистая прибыль "Укргазвидобування" составила 30,5 млрд грн. По закону эти деньги распределяются так: 25% компания инвестирует в добычу, 75% платит в бюджет. То есть, за прошлый год в бюджет пошло 22 млрд грн дивидендов.
Неплохо на тарифах зарабатывает и "Нафтогаз Украины". По итогам 2017 года компания получила чистую прибыль в размере 39,33 млрд грн. Несмотря на то, что большая часть этих денег была направлена в бюджет для формирования фонда субсидий, оставшиеся деньги позволили платить миллионные зарплаты топ-менеджерам и купить бронированный внедорожник для руководителя компании Андрея Коболева. Чтобы обуздать аппетиты чиновников "Нафтогаза", Кабинет министров принял решение 90% всей прибыли забирать в бюджет.
Не успевают освоить сверхприбыли
Но вернемся к добыче газа. В отличие от "Нафтогаза", который выполняет функцию посредника, добыча все-таки имеет более четкие задачи. Так стратегия "Укргаздобычи"-2020 предусматривает увеличение добычи газа до 2020 года до 20 млрд кубов в год. По данным компании, в 2017 году она добыла 15,25 млрд кубов.
Чтобы нарастить добычу, компания недавно закупила 8 новых буровых установок, еще 12 поступит в следующем году. Общая стоимость всех 20 станков - около $270,5 млн.
Правда, этого мало для того, чтобы следовать плану стратегии. Поэтому привлекаются и сторонние компании. В этом году было подписано пять контрактов с китайской Xinjiang Beiken Energy Engineering на бурение 30 скважин. Общая стоимость контрактов составляет $96,2 млн, или 2,7 млрд грн по текущему курсу.
Эксперты говорят, что украинские геологи просто не успевают освоить сверхприбыли, которые "Укргаздобыча" получает от нынешних тарифов на газ.
- У "Укргаздобычи" есть свое подразделение, которое занимается буровыми работами, но оно не в состоянии освоить такие средства. За последнее время было проведено много тендеров на общую сумму около 15 млрд грн, - поясняет энергетический эксперт Дмитрий Марунич. – Часть из них действительно выиграли китайские компании, предложив наиболее низкую цену. Правда, обеспечат ли они при этом надлежащее качество работ, неизвестно. Кроме того, часть лотов выиграли хорватские и украинские компании.
Однако ожидать, что в Украине в ближайшее время резко вырастет добыча газа, пока не стоит. От начала бурения до поставок в газотранспортную систему проходит довольно много времени.
На обустройство скважины в Украине уходит от двух месяцев до полугода. Еще какое-то время занимает ее подключение к магистральным газопроводам. Но то, что процесс разработки украинских месторождений ускоряется, это хороший сигнал.