Новые автобусы не купили из-за учителей
Утро вторника для жителей Тернополя началось со штурма троллейбусов - частные перевозчики попросту не вывели свои машины, объявив забастовку. А ведь казалось, жизнь налаживается. 1 ноября власти объявили о значительном повышении цен на проезд. Люди вышли к мэрии с протестами - подорожание отменили. А уже утром, 2 ноября, запротестовали маршрутчики.
Тернополь город хоть и не очень большой, но транспортная система налажена неплохо, все районы связаны - в городе курсируют 11 маршрутов троллейбусов и 36 маршрутов автобусов. Львиная доля всех автобусов принадлежит частным перевозчикам, и лишь несколько - коммунальному предприятию, которое курирует троллейбусы. Цены на проезд по сравнению с другими украинскими городами были демократичными для кармана простого тернопольца: за троллейбус просили 4 гривны, за маршрутку - 5.
Но чиновники заговорили о том, что такая демократия убивает транспортную систему. По словам начальника транспорта и коммуникаций города Игоря Мединского, без повышения тарифов и частных перевозчиков, и КП "Тернопольэлектротранс" ждала катастрофа - ремонтировать машины не за что, как и зарплату платить водителям, поэтому цена проезда выросла до 8 гривен в троллейбусах и до 9 - в маршрутках, правда, скидки и льготы сохранились. Уже после повышения мэр Сергей Надал оправдывался: из-за долгов КП троллейбусы в конце октября могли не выехать на линии, а 60 млн, которые должны были потратить на новые автобусы и ремонты старых, пришлось отдать на зарплаты медикам и учителям.
"Выход был один - или допустить транспортный коллапс в городе, или принимать непопулярные решения по изменению тарифа. Я взял на себя большую ответственность - изменить тариф на проезд, чтобы сохранить имеющийся общественный транспорт в Тернополе", - заявил Надал 1 ноября, призвав не поддаваться на провокации.
В департаменте экономики разъяснили: раз средняя зарплата в Украине повышается, то накладно жителям города быть не должно. Однако у тернопольцев на этот счет оказалось другое мнение.
|
Прогнозов не дают
И они устроили практически "транспортный майдан": 4 ноября перекрыли центральные улицы, тем самым заблокировав движение, а на следующий день массовые протесты прошли под стенами мэрии. Добились-таки возвращения старого тарифа.
- Это победа в бою, но не в войне! Тарифы на проезд надо поднимать, но тернопольские зарплаты не готовы. Сначала надо поднять уровень жизни, а именно заставить миллионеров Тернополя вкладывать в город, - считает житель города Андрей Товарницкий.
Зато теперь недовольными оказались перевозчики, местным СМИ объяснили, что практически у всех долги за топливо, а чтобы работать не в убыток, то цена должна быть 9-10 гривен.
- Мы подавали в городской совет расчеты на тариф 9 грн. Городской совет фактически установил цену - 6-7 грн. Больше всего должны были платить только гости города, которые не имеют ни "карточки тернопольца", ни проездного. Если сегодня мы имели, за что заправить машины, то завтра - не знаю, - объяснил один из перевозчиков изданию "20минут".
Сами жители города к забастовке отнеслись двояко: кто говорит, что Тернополь вполне обошелся бы одними троллейбусами, так как город компактный, кто считает, что положение маршрутчиков было би легче, если бы они отказались от налички и вели учет средств.
- Почему в гораздо больших городах Украины тариф в 5 гривен не убыточный и никто из перевозчиков не собирается бастовать, а нашим перевозчикам, которые тратят гораздо меньше бензина, за такие же деньги - это невыгодно… Так, может, просто пора менять перевозчиков? - задается вопросом тернополец Николай Булат.
Когда маршрутки вернутся на дороги, в мэрии пока не прогнозируют, компромисс будут искать за круглым столом в среду. Пока же жители Тернополя шутят: за один только вторник у КП должны быть сверхдоходы, а если без автобусов город побудет еще немного, то троллейбусы смогут рассчитаться со всеми долгами из выручки.