Похоже, правительство всерьез рассчитывает в ближайшее время запустить второй этап пенсионной реформы, а именно накопительное пенсионное обеспечение. Соответствующий законопроект опубликовала на своем сайте Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Как нам сообщили в ведомстве, этот документ был разработан по поручению правительства и учитывает позицию чиновников из Кабмина. Поэтому довольно высока вероятность его подачи в парламент именно в этом или совсем немного скорректированном виде.
В чем суть
Современная солидарная пенсионная система Украины давно уже не выдерживает никакой критики. Каждый год дефицит Пенсионного фонда растет, а перспективы выхода на пенсию в 60 лет даже у нынешних пятидесятилетних работников весьма туманны. Правительство косвенно повысило пенсионный возраст, не исключено, что через 5-7 лет его будут повышать уже для всех.
Кстати, такая же проблема существует не только в Украине, но и в развитых европейских странах. Во многих из них приходится работать до 65-67 лет, при этом после этого люди рассчитывают на не очень большую государственную пенсию, но довольно приличную часть выплат пенсионеры получают из негосударственных пенсионных фондов, в которые они за время работы делали отчисления. Все эти перечисленные суммы четко персонифицируются, и люди накапливают деньги на своих персональных счетах.
Нечто подобное хотят сделать и в Украине. Кроме отчислений в Пенсионный фонд, украинцев обяжут делать взносы на свой личный счет, которым будет распоряжаться некий Накопительный фонд (НФ), созданный правительством.
Сколько придется заплатить?
Итак, законопроект предполагает, что кроме существующих нынче взносов на Единое социальное страхование (ЕСВ) придется платить обязательные взносы в Накопительный фонд (НФ).
Взносы в систему общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения не являются составной частью единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и начисляются и оплачиваются отдельно. Вклад для участников системы, кроме физических лиц - предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения, в первый год устанавливается в размере двух процента от базы начисления взносов.
"Размер взноса увеличивается ежегодно на один процент при условии, что темп прироста среднемесячной заработной платы в Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая учитывается для исчисления пенсии, составляет пять или более процентов", - сказано в законопроекте. Размер взноса рассчитывается один раз в год на основе размера среднемесячной заработной платы (дохода) в Украине в течение предыдущих 12 месяцев, устанавливается Кабинетом министров Украины по представлению Пенсионного фонда Украины в первом квартале и действует в течение четырех кварталов, начиная со второго квартала. Размер взноса в систему общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения не может превышать 15 процентов от размера начисленной заработной платы (дохода) участника системы. В случае если в течение последних 12 месяцев не произошло увеличение среднемесячной заработной платы (дохода) в Украине, размер взноса в процентах текущего года равен размеру взноса в процентах предыдущего года.
В последние годы рост средней зарплаты в Украине стабильно превышает 5%. И дело тут не в растущей экономике, а в высоких темпах инфляции. Поэтому в случае принятия этого законопроектам до нового года мы получим следующий рост отчислений в последующие годы:
2019 г. – 2%, 2020 г. - 3%, 2021 г. - 4%, 2025 г. - 5% и т.д. вплоть до 2035 года, когда они вырастут до 15%.
Это существенная сумма, если учесть, что сегодняшний ЕСВ составляет 22%, а налог на доходы и военный сбор – 19,5%. Прибавьте к этому дополнительные 15%, и получится, что работать "в белую" станет еще менее выгодно.
Для физлиц-предпринимателей, которые работают на упрощенной системе налогообложения, предполагается, что размер взноса в расчете за месяц определяется 10 процентами от минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года. Например, в этом году – это около 375 грн.
Кто их будет взымать?
На сегодняшний день ЕСВ за наемных работников платит работодатель. В дальнейшем ничего не должно измениться. Работодателей в законе называют платежными представителями и обязали их делать за наемных работников отчисления.
"Взносы начисляются и уплачиваются участником системы или его платежным представителем, - говорится в документе. - Взнос уплачивается (перечисляется) платежным представителем один раз в месяц только в безналичной форме при выплате заработной платы (вознаграждения, дохода) единым платежным документом".
При этом сделать это нужно будет не позднее чем через 20 календарных дней со дня окончания календарного месяца, за который начисляется доход. Предельный срок самостоятельной уплаты взноса участниками системы составляет те же 20 календарных дней, но уже со дня окончания квартала.
Когда можно будет получить деньги?
Законопроект предполагает, что после наступления пенсионного возраста человек имеет право на один из трех вариантов выплат:
- одноразовой пенсионной выплаты;
- пенсии на определенный срок;
- пожизненной пенсии.
Право на получение выплат за счет средств участников системы обязательного накопительного пенсионного обеспечения имеют как участники системы, так и их наследники. В законопроекте прописаны механизмы наследования этих средств.
Можно получить сумму взносов с процентами и раньше, чем наступит пенсионный возраст. Законопроект предусматривает следующие возможности досрочного обращения за накопленными взносами:
- возникновение у участника системы оснований для лечения тяжелых (критических) заболеваний, перечень которых будет определен центральным органом исполнительной власти, – можно получить до 100 процентов пенсионных средств участника системы;
- возникновение у членов семьи участника системы оснований для лечения тяжелых (критических) заболеваний, перечень которых определен центральным органом исполнительной власти, - до 50 процентов пенсионных средств участника системы;
- выезд участника системы за границу на постоянное место жительства - до 100 процентов пенсионных средств участника системы.
Вопросов больше, чем ответов
Этот проект закона пока числится в разделе "к обсуждению", поэтому в нем могут быть правки и изменения. Думаю, проанализировав все 147 страниц законопроекта, специалисты найдут в них подводные камни. Пока же эксперты видят несколько ключевых моментов, которые могут повлиять на накопительную пенсионную систему.
Во-первых, доход от вложенных средств должен опережать инфляцию. Иначе смысла в таких вложениях нет. А в законопроекте нет ни слова об этом. Более того, там прямо запрещается делать прогнозы по доходности.
Второй важный момент – гарантии возврата средств, если они будут инвестированы в переоцененный актив или в "мыльный пузырь", наподобие того, что возник на рынке недвижимости в 2005-2008 годах, в проекте закона не предусмотрены. То есть если вы сами будут откладывать деньги на банковский депозит, то вам гарантирован возврат суммы до 200 тысяч в случае банкротства банка. Если по какой-то причине сгорят пенсионные деньги, то вы окажетесь ни с чем.
Ну и наконец самый важный вопрос: куда эти деньги будут вкладывать? На западе у таких пенсионных фондов есть широкий спектр возможностей – от депозитов и акций до недвижимости и государственных облигаций. Куда вкладывать украинским фондам – загадка.
- Введение второго уровня пенсионной системы сегодня - это скорее как пожелание счастья на дежурной поздравительной открытке, - отметил в комментарии "КП" в Украине" банковский аналитик Алексей Кущ. - После устроенного "банкопада" у украинцев надолго отпало желание инвестировать свои кровные в отечественный рынок капитала. Кроме того, как обезопасить эти накопления от девальвационного риска обесценивания гривны и инфляции? За 10-15 лет эти накопления полностью обесценятся! Второй вопрос: куда вкладывать? В государственные облигации страны, которая находится в преддефолтном состоянии? Правда, есть вероятность того, что на наш рынок пустят крупные иностранные компании по управлению пенсионными активами. В этом случае они выведут все пенсионные накопления украинцев в иностранные активы, и мы будем развивать бедную экономику США и ЕС.