Дискуссия получилась очень любопытной. Отрывки из нее мы публикуем в газете.
Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН: - Увы. Достоверных следов нет, хотя косвенных известно великое множество. А изучать их, чтобы перевести в разряд достоверных, никто, кроме любителей, не стремится. В академических кругах тема поиска следов инопланетян на Земле не то чтобы запрещена, а, скажем так, немодна. Если же говорить о следах посадок НЛО, то такие есть и надежно задокументированы. Однако НЛО, напомню, вовсе не синоним слова «звездолет».
Михаил ГЕРШТЕЙН: - Все зависит от того, что считать «достоверным задокументированным свидетельством». Например, считать ли таковым показания под присягой, заверенные нотариусом? Или рассекреченные документы военных и спецслужб? Или учебник академии ВВС США «Введение в науку о космосе», где есть глава об НЛО и пришельцах?! В таком случае «достоверные задокументированные свидетельства» имеются. Если же под ними подразумевать официальные подтверждения на уровне ООН или Академии наук какой-либо страны, то таких нет.
А как православная церковь относится к уфологии?
Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН: - Я не сталкивался с каким-либо противодействием церкви развитию уфологии. Хотя официальная ее позиция известна: «НЛО - происки дьявола» - рядовые священнослужители, как правило, относятся к нам хорошо, особенно сельские, во время экспедиций. Неоднократно мы получали их благословение на поиски метеоритов, неизвестных животных, пещер, даже археологических памятников эпохи язычества. Доходило даже до материальной помощи! Подавляющее большинство православных священников, с коими я общался, - интеллектуальные люди, интересные собеседники.
Михаил ГЕРШТЕЙН: - Церковь пока что в открытую не мешает уфологии, очевидно, не видя в ней серьезного противника, конкурента за влияние на умы людей. Конечно, церковные писатели считают НЛО бесовщиной, а занимающихся их изучением - в лучшем случае сбитыми нечистой силой с пути истинного. К тому же уфология - это не секта, она не ставит перед собой задачи обращения в новую веру или отвращения людей от христианства. Увлекающийся НЛО может спокойно сочетать их изучение с походами в церковь, хотя это и отдает некоторым «смешением французского с нижегородским».
Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН: - К сожалению, этого мы уже никогда точно не узнаем. Мумия карлика утрачена - говорить не о чем. Однако эта история лишний раз показывает: академическая наука не стремится изучать загадочные вещи и конкретно искать внеземлян. Если бы ученые действительно стремили3сь к межзвездным контактам - должны были бы хвататься за любую соломинку, пусть даже внеземным артефактом окажется один из тысячи заявленных.
Последствия - и мировоззренческие, и технологические - все равно будут такими, что с лихвой окупят все не такие уж большие затраты. Увы, пока на государственном уровне сбор и учет возможных внеземных артефактов не налажен - они так и будут расходиться по частным коллекциям, а в результате безвозвратно утрачиваться.
Михаил ГЕРШТЕЙН: - По последним данным, Алешеньку лучше называть Машенькой. Как утверждают в Институте общей генетики РАН, изучившем тряпку с его кровью, это эмбрион женского пола с многочисленными отклонениями в развитии. Скорее всего, уродец родился в тех краях из-за крайне плохой экологической обстановки, включая мощное радиационное заражение местности, или, может быть, у бомжей-алкоголиков и был выброшен на кладбище. В любом случае это вряд ли инопланетянин.
Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН: - Есть мнение, что столь впечатляющие технические детали в описаниях виман появились благодаря ошибкам переводчиков древних текстов на английский. Верно оно или нет - сказать не могу. Для того чтобы правильно древние источники оценить, необходимо не только читать их в подлиннике (на санскрите), но и быть специалистом по древнеиндийской культуре и археологии.
Насколько я знаю, таковых среди палеоуфологов нет. А издававшиеся на русском языке «Мифы Древней Индии», где во многих местах упомянуты летающие колесницы, на меня впечатления не произвели: в наших сказках летающих устройств не меньше - от ступы Бабы Яги до ковра-самолета.
Михаил ГЕРШТЕЙН: - Летательные аппараты, упоминаемые в древнеиндийской ведической литературе, подразделяются на два типа: построенные людьми машины, напоминающие самолеты, а также аппараты со сверхъестественными чертами, очень похожие на нынешние НЛО и сделанные, как правило, не человеком.