Спецслужбы плотно взялись за дорожное хозяйство страны. 27 августа, как сообщали в пресс-службе прокуратуры Киева, обыски проводились в представительствах "Укравтодора" сразу 15 областей. Пока известно о подозрении, предъявленному только одному чиновнику. Но можно ожидать новой информации.
Качество - не главная задача
Первому замначальника Службы автомобильных дорог в Киевской области инкриминируют махинации с тендерами. Чиновник, как гласит официальная информация прокуратуры, провел тендеры и подписал акты о выполнении работ, заведомо зная, что финансово обеспечить их невозможно. В результате подрядчики подали в суд и отсудили у государства более 4 миллионов гривен.
Всего же ущерб, нанесенный государству представительствами Службы автомобильных дорог, оценивается в 224 миллиона гривен, поэтому можно рассчитывать на то, что история будет продолжаться.
А начало ей было положено на прошлой неделе, когда СБУ провела масштабные обыски в Одессе, разоблачив еще одну схему, позволявшую присваивать средства Дорожного фонда. Совершая тендерные закупки, чиновники давали добро фирмам-подрядчикам на использование некачественных материалов, что стало виной преждевременного разрушения дороги.
А мы-то с вами жалуемся на наши зимы, после которые асфальт сходит вместе со снегом, и ливни, размывающие дорожное полотно, как глину!
Было плохо, стало хуже
О том, что в дорожном хозяйстве Украины не все хорошо, а точнее, все плохо, говорится давно и безрезультатно. Однако есть мнение, что в последние два года стало хуже, чем обычно.
- Махинации с тендерами, подмена качественных материалов некачественными — это не все разделы, на которых можно обогатиться, руководя дорожной службой, - поделился в "КП" в Украине" один из работников Укравтодора, пожелавший остаться анонимом. - Главная статья доходов — это завышение стоимости строительства или ремонта дороги. При том, что инфляция в Украине составила порядка 14%, стоимость дорожных работ за два года выросла в 2, 3, а порой и 5 раз — в зависимости от объекта. Чем больше разница между реальным и написанным в бумагах, тем больше возможности разделить бюджетные средства между участниками договорной схемы.
Об этом, в частности, писал в "Фейсбук" и бывший сотрудник "Укравтодора" Олег Мельник, опираясь на две бюджетные программы Укравтодора за 2016, 2017 и 2018 года: "Розвиток мережі та утримання автомобільних доріг загального користування" и "Керівництво та управління у сфері будівництва, ремонту та утримання автомобільних доріг".
К поляку претензий нет
- Если в 2016 году на строительство и ремонт автодорог было выделено 4,479 млрд. грн., то в 2018 – уже 6,6 млрд. грн. или почти в полтора раза больше. Но если в 2016 за за выделенные в бюджетной программе деньги было отремонтировано средним ремонтом 556 километров дорог, то в 2018 планируется только 444 километра или на четверть меньше, - пишет Олег Мельник.
Участившиеся скандалы вокруг дорожного строительства многие связывают с приходом на пост и.о. главы "Укравтодора" поляка Славомира Новака. Но не столько потому, что считают его причастным к схемам, сколько потому, что он не очень вникает в тонкости службы, который приехал руководить из-за рубежа и позволяет подчиненным пускаться как мыши в пляс при отсутствии кота.
Непосредственно к Новаку нет вопросов и у органов. По информации "КП" в Украине" разработки прокуратуры и СБУ больше касаются руководителей, которые рулили в системе в 2012-2014 годах.