Украина без Ленина

Три года назад 8 декабря в Киеве снесли памятник вождю мирового пролетариата.

Фото: УНИАН

Этот момент стал толчком к последующему "ленинопаду". Снос памятников советской эпохи закрепили в Законе "О декоммунизации", сделав его обязательным. Однако, по примерным подсчетам, в стране остались нетронутыми порядка 250 "ильичей".

"Это саботаж"

В Украинском институте национальной памяти успехами декоммунизации удовлетворены. Из оставшихся памятников Ленину значительная их часть находится на временно оккупированных территориях и лишь около 50 - на подконтрольной территории. И те во дворах заводов и местных домов культуры, в детских лагерях. А ведь срок сноса - 21 мая 2016 года - давно истек.

- То, что в селах разных областей остались мемориалы, - это саботаж, - уверен историк Украинского института нацио­нальной памяти Павел Подобед. - Например, в Новгороде-Северском Черниговской области, несмотря на многочисленные обращения жителей, памятник Ленину демонтировали лишь месяц назад. Местные власти до последнего отбивались, мол, есть дела поважнее.

За невыполнение закона чиновникам грозит наказание до 3 лет лишения свободы. Но для этого прокуратура должна возбудить уголовное дело.      

Сдают на металл

Но куда девают снесенных вождей революции и прочие снятые символы советского режима? 

В Киевской администрации недавно признались - они точно не знают, куда деваются демонтированные памятники. Поэтому направили во все районные администрации города соответствующие запросы. Как узнала "КП" в Украине", есть уже два ответа примерно такого содержания: "Памятники снесли, а куда их увезли - неизвестно". 

Ой ли? Ведь кое-что стало появляться в пунктах приема лома металла. 

- По нашим каналам нам поступил сигнал от одного из пунктов приема вторсырья, что им приносили фрагменты памятников тоталитарного искусства. Что это было - сказать не можем, - сообщили нам в столичной администрации.

При этом подтверждают: лишь 10% от всех снесенных символов попадают на территорию Музея авиации, где планируется открытие музея тоталитаризма.

"Теперь я больше не вандал"

Активист-радикал Николай Кохановский, лидер "ОУН" и организатор недавних погромов "Сбербанка" и салона красоты, на киевского Ленина точил зуб давно.

- Еще в 2009-м в день рождения Романа Шухевича… мы с друзьями в четыре утра отбили молотком Ленину нос, уши и правую руку, - вспоминает он. 

Полиция задержала хулиганов сразу же на месте преступления и отправила на три дня в изолятор временного содержания. Против Николая Кохановского возбудили уголовное дело и дали три года условно. 

- Правда, после декоммунизации меня перестали называть вандалом, - говорит он.  

Памятник Ленину Кохановский все-таки снес 8 декабря 2013 года и теперь ищет новый объект для "декоммунизации".

- Все памятники, что остались, в том числе и завод "Ленинская кузня", - громить кувалдами, - мечтает лидер "ОУН".

На вопрос, кто должен занять пустующий постамент Ильича, Николай Кохановский отвечает так:

- На свой памятник я еще не заслужил.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Как сносили Ильичей

Больше всего мемориалов снесли в Днепропетровской области - 113. На втором место - Хмельницкая область, 59 демонтированных памятников. Меньше всего "ленинопад" затронул западные регионы (Закарпатье, Тернополь, Черновцы), где памятники ликвидировали еще в 1990-х.

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Не надо никаких памятников

Эд БАККАНСКИЙ

Украина не освобождается от советского тоталитарного прошлого. Мы заменяем его таким же по сути и духу, но под другим названием: "нацио­нальным" или "патриотическим". Ибо сносим памятники, но оставляем постаменты. Они маячат немым укором, навязывая мысль, что на их место надо срочно поставить других героев. Не принципиально кого, лишь бы заменить. Это желание ставить везде памятники и есть проявление порочного советского прошлого. 

Пустующие постаменты надо срезать под корень, разбивать на них клумбы, высаживать деревья, засевать газоны. И не заморачиваться натужным поиском достойной фигуры для памятника. Придет время - такой человек обязательно найдется. И мы поставим ему достойный монумент. Один. А не в каждом дворе.