Этим документом предлагается закрепить в Конституции курс Украины на вступление в Евросоюз и НАТО и запрещение базирования Черноморского флота России в Севастополе.
Более того, Порошенко предлагает внести еще и ряд поправок в статьи 85, 102, 116 и преамбулу Конституции, которые будут предусматривать ответственность за евроинтеграцию и вступление в НАТО со стороны президента, парламента и правительства.
Правки в Конституцию – это прививка от смены курса
Свое намерение зафиксировать в Конституции евроатлантический курс Украины Петр Порошенко мотивировал тем, что в стране по-прежнему существует угроза смены курса.
"Среди политиков все больше становится желающих поставить под сомнение наш четко выверенный европейский курс. Отдельные безответственные политиканы рисуют необходимость возвращения на Восток. Чтобы никто не думал "петлять", уверен, что это должно быть прямым текстом зафиксировано в Конституции", - пояснил Петр Порошенко.
Сейчас вступление в Евросоюз и НАТО как цель Украины зафиксированы в Законе о национальной безопасности и обороне и в Законе об основах внутренней и внешней политики. Зачем же тогда Петр Порошенко настаивает на фиксации этого направления еще и в Основном законе страны?
Найдет ли Порошенко 300 голосов
Для того, чтобы сделать максимально сложным процесс разворота Украины от Европы и НАТО. Как известно, для того, чтобы внести изменения в Конституцию Украины, нужно сначала набрать 226 голосов для первого голосования на одной сессии, а потом 300 на следующей за ней. А при печально известной разобщенности украинского парламента конституционное количество голосов, да еще и для кардинального разворота внешнего курса страны, является почти что фантастическим сценарием.
На это и рассчитывает Петр Порошенко. "Изменить Конституцию сложнее, чем обычный закон. Поэтому даже если на высших постах или в парламенте будут "политиканы", европейскому и евроатлантическому выбору Украины ничто не угрожает", - заявил он.
Пообещать - еще не значит выполнить
Но в этом же кроется и опасность для самого Порошенко. Допустим, 226 голосов на этой сессии и удастся собрать. А как быть с 300-ми головами на следующей? Она начнется в начале февраля, за полтора месяца до президентских выборов. И если в это время не будут проголосованы президентские поправки в Конституцию, то это может очень сильно ударить по рейтингу Порошенко.
Хотя и тут есть для него лазейка. Голосование по принятию поправок в Конституцию не обязательно должно состояться в начале следующей сессии в феврале. Его можно будет провести в любое время до летних парламентских каникул. А это значит, что Петр Порошенко накануне самих выборов, зимой-весной, будет и дальше обещать принятие этого законопроекта. И если после президентских выборов это сделать не удастся, он, даже в случае своей победы, переведет все стрелки на парламент.
Вместе с этим, президентские правки в Конституцию сейчас могут вызвать большой скепсис. Почему именно сейчас, а не 2014-17 годах Петр Порошенко внес свои предложения по закреплению в Конституции евроатлантического вектора развития Украины?
Единственный вариант ответа - президентские выборы в Украине, которые уже стартовали. Как известно, рейтинг действующего президента сейчас показывает стремительное падение его популярности. И нужны новые политтехнологические ходы, которые позволят получить поддержку патриотически настроенного электората. Президентский законопроект о внесении изменения в Конституцию может быть именно таким ходом.
Мнение экспертов
Руслан Бортник, политолог:
- Правки в Конституцию от Порошенко носят чисто декларативный характер и ничего не дают Украине. ЕС и НАТО нас не хотят принимать, и эти правки никак не приближают нас к вступлению в эти организации. Кроме этого, ни в одной стране мира в конституции не закреплены какие-то блоки и союзы. Ведь они - временные, а конституция – это основа государства на века.
Президент пытается превратить Конституцию в свою "избирательную листовку". Внести ключевые тезисы своей избирательной кампании в Основной закон страны. При этом используя свою должность и государственные ресурсы для электоральной борьбы за голоса. Если бы Порошенко был искренним, то он внес бы эти поправки еще в 2014 году.
226 голосов президент сможет набрать, а вот 300 – будет очень трудно. Его оппоненты на выборах даже из прозападного лагеря не дадут ему так откровенно пиариться на Конституции.
Вадим Карасев, политолог:
- Никакого отношения к конституционному процессу президентские правки не имеют – это чистая электоральная технология. Но очень удачная. Таким образом Петр Порошенко во время избирательной кампании отсекает от темы евроатлантический интеграции своих соперников из проевропейского лагеря – Тимошенко и других.
А точнее – загоняет их в тупик. Если "Батькивщина", например, не даст своих голосов за президентский законопроект, то Юлия Тимошенко попадет под жестокую критику. Если же проголосует "за", то это все равно пойдет в копилку голосов президента. Ведь это Петр Порошенко поднял тему, подал этот законопроект и добился его прохождения через парламент. Таким образом Порошенко поляризует лагерь своих оппонентов и ставит их перед жестким выбором.