Меховая столица Прикарпатья одевала всю Австро-Венгрию и СССР

Масштаб производства зимней одежды сократился, но звание центра этого ремесла у Тысменицы так никто и не смог забрать.

Самая интересная экспозиция в Музее истории посвящена работе скорняков. Фото: report.if.ua

Работать с мехами пригласили армян

Райцентр Тысменица в Ивано-Франковской области сегодня превратился в обыкновенный поселок. С одной особенностью - на 10 000 населения здесь работает больше сотни меховых магазинов. Пошив шуб и шапок - не только и не столько для здешних жителей, сколько на заказ. Все же это обычный западно-украинский городок без янтарных и золотых приисков, многим из зарплаты разве что на хвостик от шкурки хватит. А раньше Тысменица была известна на всю Австро-Венгрию, а затем - на Советский Союз как меховая столица, являлась общепризнанным центром "кушнірства" (скорнячества на русском) - эдакое царство кожухов, шуб, которое одно из немногих в обеих огромных империях могло похвастать талантливыми мастерами. В цехах работали не только украинцы, но и армяне, поляки и евреи - Тысменица, можно сказать, стояла на пересечении торговых путей, а потому и привлекала все больше ремесленников. Городок обеспечивал шапками и работников железной дороги, и полицию, и армию. Зарабатывали хорошо - стояли каменные добротные дома, которые уже в 50-х годах ХХ века стали переделывать в хлевы для колхозного скота или сносили. Старый город сильно изменился. Но его опыт и историю не сотрешь.

- Раньше у представителей каждой национальности в Тысменице были свои дома, костелы - армянский и польский, у евреев - синагога, было 4 школы (сегодня - всего одна), вокзал, гостевые дома, производство масла, мельницы, да и чего только не было, - рассказывает "КП" в Украине" директор Музея истории города Тысменица имени Степана Гаврылюка Лилия Лышега. - Особенно Тысменица, как все знают, славилась скорнячеством. Для мехового производства город был практически идеальным - здесь две реки с мягкой водой. Вода необходима для выделки шкур - их же нужно вымачивать. Когда-то хозяин города (Тысменица принадлежала польскому магнату Потоцкому) пригласил армян на меховое производство, затем появились евреи, были и поляки. С мехом работали представители разных национальностей, но разделяли труд - одни привозили бараньи шкуры, другие занимались выделкой, третьи - стрижкой, покраской, пошивом.  

В советское время изделия Тысменицкой меховой фабрики расходились по всей огромной стране.

Кушниром мог стать только "терминатор"

Скорнячество было одним из самых популярных ремесел в Тысменице. Конечно, не обходилось и без других - были и кузнецы, и сапожники, как в любом городе. Но цех меховщиков (всего в городе было три цеха - обувной, меховой и смешанный) был самым сильным и мощным. 

- Тех, кто работал с мехом не в цехе, называли "партачами", - говорит Лилия Лышега. - Просто так, "потому что хочу", работать с мехом было нельзя - сначала следовало обучиться этому ремеслу. Желающим нужно было пройти трехлетнее обучение - их называли по-украински "термінаторами", так как должны были отбыть свой срок ("термін") учебы. Ученики готовили еду, подметали, воду носили и присматривались, как что делают. Затем и им поручали задания. После трех лет выдавался документ, в народе его называли "вызволом" - "вызволяли из учеников", а после экзамена у другого мастера "терминатры" уже получали право заниматься скорнячеством. 

В начале XX века в Тысменице появилась меховая фабрика - это было самое крупное меховое предприятие в Австро-Венгерской империи, в которое вкладывались огромные деньги. На фабрике регулярно проверяли условия труда, в музее города сохранились фотокопии документов с замечаниями. Но после Первой мировой войны фабрика пришла в упадок.

- Кроме этой фабрики работала еще одна - фабрика "ушляхетнення" меха, то есть улучшения, - говорит Лилия Лышега. - Бараньи шкуры так обрабатывали, стригли и красили, что они походили на благородные меха.

Фото: report.if.ua

Селянам - кептар, мещанам - "футро"

Тысменицкие скорняки обеспечивали кожухами (украшенный кожух называли "кептар") сельское население - земледельцев. Их называли "рільники", от слова "рілля" - пашня. А те, кто шил кожухи, были ремесленниками, жили в городе и назывались мещанами.  

- Кожухи шили самые разные. Например, удлиненные женские кожухи расшивали вышивкой - у такой одежды было больше украшений, чем в мужских кожухах - здесь было все по минимуму, - говорит Лилия Лышега. - Были и короткие женские кожухи с вышивкой на карманах в виде цветочков. Для нее использовали шелковую черную нить и узоры, вышитые "крыжикованием" - крестиком ("крыжик" - это крестик). Их называли закопанскими, такие же шили в польском Закопане. При этом нить должна была быть плоской, а не объемной. Также кожухи украшались тканью, делали и безрукавки, и просто большие шкуры, которым укрывались в дороге. Детям из остатков шили перчатки. 

Селяне ходили в расшитых кожухах, а мещане могли себе позволить и шубы из лошаков (помеси жеребца и ослицы), и чернобурки (называли их - "футро"), и пальто - в Тысменице пальто называли плащами с дорогим воротником. 

- В 1939-м фабрику национализировали, а затем пришли немцы, - говорят в Музее истории города Тысменицы. - Уже шили для армии. После немцев пришли "други русски". Пошло производство шапок из кролика, теплую одежду и меха отправляли в Сибирь. Да и Советский Союз был большим, работы было много. 

Несмотря на то что за последние десятилетия объем производимой продукции значительно сократился - тысменицкие шубы уже не одевают такие большие территории, как Австро-Венгерская империя или Советский Союз, иностранные инвесторы все же не теряют интереса к прикарпатским мехам. Город получает призы и награды за торговлю и предпринимательство. Местные кушниры по возможности выезжают на меховые аукционы, где скупают шкуры. А к ним со всей Украины едут желающие приобрести меховые изделия, ведь тысменицкие мастера остаются одними из лучших в своем деле. 

- У мастеров и дома есть свои небольшие цеха, где они выполняют заказы, - отмечают местные жители. - Чаще за шубами люди едут весной, летом - тогда можно купить дешевле. А вскоре, осенью, меха начнут дорожать.  

Евреев в городе уже нет, хотя раньше Тысменицу даже называли еврейским городком. Как и поляков, уехавших во время репатриации на родину, и армян, помогавших украинцам развивать меховое искусство - осталась только одна армянка. 

Кожаные кептари украшались богатой вышивкой. Женские больше, мужские скромнее. Фото: esu.com.ua
За шубами едем не в Грецию или Турцию, а в родное Прикарпатье. Фото: vseosvita.ua

Цена вопрос

Почем "футро" для народа

Купить шубу из натурального меха можно в Тысменице и сейчас. Приблизительная стоимость будет такой: