Приближающиеся президентские выборы все больше дают о себе знать. Города и села активно обвешивают бигбордами с политическими лозунгами и лицами, обещающими светлое будущее, появилась политическая реклама на радио и ТВ. И такое засилье рекламы финансируется из кошельков рядовых украинцев.
Гройсман схитрил
Активизировался с рекламой премьер-министр. С бигбордов украинцам "правительство Гроймана" сообщает о программе "Доступные лекарства" и поддержке местных общин, рассказывает, что именно по инициативе "правительства Гройсмана" происходит ремонт дорог. Такие сообщения появляются небесплатно.
- С целью информирования общественности о правительственных реформах, в частности, системы здравоохранения, образования, децентрализации, хозяйственно-финансовым департаментом секретариата Кабмина заключены договора с... (рядом компаний, - авт.) для создания и размещения информационного продукта, в т.ч. внешней рекламы, видеороликов, печатных материалов на общую сумму 4 658 328,10 гривен, - сообщили в Кабмине на запрос движения "Честно".
Ежемесячно только в столице будет появляться по 60 бигбордов и по 30 ситилайтов с информацией о заслугах "правительства Гройсмана". Всего же, как удалось выяснить журналистам, на рекламу правительства из госбюджета планируется до конца года выделить 7,7 миллиона гривен. То есть, из кармана каждого украинца на рекламу премьера вынули по 20 копеек.
Много это или мало? К примеру, это десятая часть всего годового госфинансирования, предусмотренного на помощь семьям украинцев, которые незаконно удерживаются в РФ и на оккупированных территориях Украины.
Луценко помог "благодарный заказчик"
В рекламный скандал не так давно угодил Юрий Луценко. В феврале украинские телеканалы активно крутили "социальную рекламу" достижений генпрокуратуры. Под слоганом "Выполняем закон. Устанавливаем справедливость" подпись генпрокурора Луценко. Общественные активисты возмутились, как можно подменять понятия: политический пиар называть социальной рекламой.
В ГПУ тогда открестились от данной рекламы. По словам пресс-секретаря Луценко Ларисы Сарган, они ее не снимали, не заказывали и не размещали.
- Мы не знаем, кто их разместил, но вся озвученная информация соответствует действительности. Поэтому, мы не возражаем против трансляции, – сказала Сарган и отметила, что "Генпрокуратура благодарна заказчику, потому что он увидел нашу положительную работу".
Крайним в сложившейся ситуации оказался Нацсовет по телерадиовещанию. Активисты Центра противодействия коррупции подали против него иск за то, что прокурорскую рекламу назвали "социальной", а соответственно дали возможность бесплатно и по квотному принципу транслировать ее на радио и ТВ.
- По нашему мнению, Нацсовет не имел права назвать прокурорский пиар социальной рекламой. Использовать должность генерального прокурора для политического пиара недопустимо. Мы бы подали иск безотносительно фамилии генпрокурора. За такое злоупотребление служебным положением нужно нести ответственность, - заявил глава ЦПК Виталий Шабунин. На сегодняшний день еще нет вердикта по иску.
На "социальной" рекламе Луценко сэкономил прилично. К примеру, 30-секундный ролик на одном из ведущих украинских каналов стоит от 35 до 91 тысячи гривен за одну трансляцию в зависимости от времени и дня (будни или выходной).
Много рекламы с упоминанием фамилии и действующего президента появилось на ТВ. Но за нее ни Порошенко, ни его команда не платит, так как реклама официально "социальная".
- Как бы это парадоксально не звучало, но сейчас ситуация с "социальной рекламой" стала лучше. Еще лет пять назад даже чиновники областного уровня под видом "социальная реклама" поздравляли украинцев с Новым годом, Пасхой, сообщали о достижениях. Сейчас же этим грешат только випы, - говорит глава КИУ Алексей Кошель.
Волшебные "сундучки" партий
В Комитете избирателей через две недели обещают обнародовать результаты исследования - какие политические силы и сколько потратили на рекламу, откуда шло финансирование.
- Многое прояснится после 10 августа. Партии должны сдать финансовую отчетность, -отметил Кошель и не исключил, что в поданных бумагах мы увидим, что реклама была оплачена за счет госфинансирования. – В законодательстве нет оговорки, на что партия не может тратить бюджетные средства. На выходе получается, что 90% этих средств идет на рекламу.
Из госбюджета финансируется шесть парламенстких партий. Недавно НАПК распределило госсредства на нужды партий на третий квартал 2018 года так: "Солидарность" (БПП) – более 32,5 млн. грн., Народный фронт – 33,2 млн.грн., Оппозиционный блок – 14,65 млн.грн., Радикальная партия – 11,1 млн.грн., Батькивщина – 8 млн.грн., Самопомич – более 29 млн.грн.
На сегодняшний день в топ-3 лидеров по количеству телевизионной и наружной политической рекламы разместились Юлия Тимошенко с "Батькивщиной", Сергей Тарута с "Основой" и Виталий Скоцик с "Аграрной партией". Ни в одной из этих партий не уточнили, откуда деньги на рекламу. Попросили дождаться финотчета партий – все цифры в этом документе.
Эксперты указывают, что практически за каждой политической силой стоят спонсоры в виде финансово-промышленных групп. Ежеквартально они выделяют на нужды партии определенные суммы. Так формируется "теневая касса" партии. И именно из этого волшебного сундучка чаще всего покрывается львиная доля расходов на политическую агитацию на радио, ТВ, в "печатке" и внешних носителях.
К примеру, по предварительным подсчетам экспертов, достаточно агрессивная внешняя и телевизионная политическая реклама "Батькивщины" Юлии Тимошенко и ее "Нового курса" обходится партии ежемесячно примерно в 600 тысяч долларов. Более 200 тысяч долларов на рекламу своей партии "Основа", якобы, потратил народный депутат Сергей Тарута.
- Законом не ограничивается, сколько денег партия или кандидат может потратить на свою рекламу. Он может рекламироваться 24 часа в сутки и 365 дней в год. Свобода действий, - резюмирует Кошель.