Представителей этой профессии осталось совсем немного - не в каждом селе найдется человек, согласный провести все время с конца весны до середины осени вдалеке от цивилизации.
На болезни цвремени нет
Небольшое село Акрешоры раскинулось в труднодоступной горной местности в Карпатах в Ивано-Франковской области. Здесь живет один из немногих оставшихся верным вымирающей профессии 61-летний Василий Бербенычук. Половину жизни он проводит на высокогорных полянах со скотом - пасет стада с детства. В селе живет с середины осени и почти до конца весны. Сейчас пастух, как обычно летом, со стадом в горах.
- Пришел на полонину 15 мая, а уйду домой 28 сентября, - рассказывает "КП" в Украине" Василий Бербенычук.
В горах мужчина живет в деревянной колыбе, есть кровать, стол, кое-какая посуда, котелок. Этого, говорит, хватает. Даже аптечку не берет.
- А мы не болеем - некогда нам. Снег, мороз, дождь - все равно надо идти, - говорит Василий Алексеевич. - За лето три-четыре пары сапог могу стоптать - овцы, коровы могут до обеда десять километров пройти в одну сторону, а их же назад пригнать надо. Так что весь день мы на ногах - смотрим за стадом, доим трижды в день. Когда корова пасется на месте - много молока не будет, надо, чтобы ходила. Корова вперед - и мы за ней.
Дикие свиньи - дебоширы
Под его присмотром - полсотни коров, столько же овец и несколько коз. Говорит - это немного. У коллег с других полонин - по три сотни в стаде. Скот пасется на свободе - даже на ночь в загоны его никто не закрывает. Волков, говорит Василий Алексеевич, нет. Их время, как и медведей, - ранняя весна и поздняя осень. Но в это время пастухов в горах уже нет. Если что - в помощниках собаки. А вот кто доставляет беспокойство - это дикие свиньи. Бывает, наделают беды, все перевернут, побьют. Правда, на полянах над Акрешорами кабаны уже давно не появлялись.
- Но все равно ночью кто-то один должен дежурить - вдруг что, - говорит Василий. В помощниках у него - еще двое парней.
На горных полянах варят брынзу
День прикарпатских пастухов начинается с рассветом - в пять утра. На завтрак - молоко, брынза, если есть - хлеб, и - за работу. На обед - кулеш. Хлеб есть не всегда - если кто принесет из села на горную поляну.
Осенью хозяевам коров пастухи приносят сыр, как называют его местные - "брындзю". Если корова дает восемь литров молока в день - хозяин получит к зиме 32 кг брынзы. Больше - значит, и сыра больше.
- Половину молока оставляем себе, из половины делаем брынзу хозяину, - рассказывает Василий Бербенычук. - Если молодая коровка еще не дает молока - то за ее выпас берем только деньги. Платят немного - примерно столько стоит буханка хлеба в день. За 4 месяца за выпас одной коровы - 1300 гривен. Деньги собираем осенью.
В стаде также четыре коровы Василия Алексеевича - на осень он получит около 200 килограммов брынзы, а то и больше. Брынзу пастух затем продает - за ней к нему приезжают из Львова и Ивано-Франковской области. Цена невысокая - 80 гривен за килограмм оптом, 90 - в розницу.
Осени ждут не все, бывает, селяне приходят в горы к пастухам за сыром - кроме "брындзи", которая в бочке может и год стоять, они делают вурду - сыр второго сорта, долго не хранится.
- Сливаем молоко в чан, добавляем кляг (специальная закваска из желудка теленка или ягненка - таких, которые не ели ничего, кроме молока) - две три ложки, и ставим вариться при температуре максимум 36 градусов, - рассказывает Василий Алексеевич. - Через час выбираем из чана брынзу и оставляем эту сыворотку дальше вариться - так получается вурда.
"Пришло в упадок наше ремесло"
Бывает, в гости к пастухам за молочком заходят туристы. Красивые горные пейзажи привлекают сюда многих жителей каменных джунглей.
- Профессия эта - "не гонорова", мало кто сегодня идет в пастухи. В Акрешорах я один остался, кроме меня, пасти скот больше некому. А раньше было больше 20 пастухов! Это были люди старше меня, умерли, - вспоминает Василий Алексеевич. - А молодежь не хочет - все бегут туда, где много платят, делают "евро" в Польше, на чужой земле. На своей земле работать не хотят, потому пришло в упадок наше ремесло. Если бы к каждой корове компьютер прицепили - вот тогда они бы пасли. Или если б корова на пульте была, а он бы сидел и ею управлял.
Профессия - не из легких, за день пару десятков километров наматываешь. Но утешением служат невероятные виды в Карпатах - с горных полян пастухи наблюдают почти всю Ивано-Франковскую область.
|
А в это время
Сборщики черники: "Ягоду мы называем "черным золотом"
Этим тяжелым трудом в селах обычно занимаются женщины, дети и пенсионеры
Работы в труднодоступных горных селах в Карпатах нет, а жить на что-то надо. Неплохой способ заработка для местных - сбор ягод. В основном черники, которой здесь полно. Занятие это трудное - во дворе ягода не растет, нужно идти высоко в горы, собирать сложно - мелкая, потом надо донести пару десятков килограммов обратно в село, чтобы перепродать скупщикам или местным же, которые за ягодой не ходят, - да еще и не помять при этом.
- Но другого выбора нет - хочешь заработать копейку, идешь и собираешь, - говорят жители горного села Акрешоры в Прикарпатье.
Сбором ягод обычно занимаются женщины и дети, пенсионеры. Мужчины - кто покрепче - едут на заработки за границу на сезонные работы.
В этом году погода дала возможность селянам больше заработать. Черника появилась раньше обычного - еще в начале июня. В середине месяца сбор ягоды в горах уже шел полным ходом. В Прикарпатье ее называют афына.
- В июне афыну собирали в лесах вокруг села, а на высокогорные поляны люди всегда идут позже, она там появляется на месяц позже, чем в селе - в середине июля, в августе, - рассказывает "КП" в Украине" глава совета села Акрешоры Мария Пылыпьяк. - Идти нужно километров пятнадцать - и все время вверх. Там холоднее, поэтому и ягоды дозревают позже.
Ежедневно такой труд мало кто выдерживает. Повезло, если можешь похвастаться скоростью рук или есть специальная гребенка, которой счесывают ягоду. Правда, в этом случае приходится потом перебирать ведро - вместе с черникой попадают и листья, и неспелые ягоды. Затем селяне продают их скупщикам в Косов или Коломыю.
- Вот они хорошо зарабатывают, особенно если могут продать чернику за границу - может, и 30 тысяч в месяц заработают, может, и больше, - говорит жительница одного из горных сел Прикарпатья Юлия Михайловна. Она каждый год ходит по чернику в горы. - А мы много не заработаем - в селе чернику продаем по 40-50 гривен, скупщикам оптом - по 35, чтоб самому не базаре целый день не стоять - люди же обычно больше килограмма-двух, ну - трех, не берут. Это небольшие деньги, но лучше, чем ничего. Дом на чернике не построишь. У меня в день получается собрать килограммов 10-15, а племянник может и 20, и больше - молодой.
Часто люди ночуют в горах в колыбах для пастухов и уже наутро спускаются вниз с ведрами "черного золота", как здесь в шутку называют чернику.
- Просим молодежь на мотоциклах подъехать, забрать ягоду, чтобы легче было спускаться, - говорят селяне. - И по ягоду идти тяжело, и возвращаться, а что уж говорить о том, каково это - собирать! Но хочешь какую-то копейку и если есть здоровье, то собираешь.