Жители пограничных сел: "В контрабандисты дураков не берут"

"КП в Украине" на месте узнавала как живут люди в приграничных селах Западной Украины.

Нерасторопные попадают в руки пограничникам. Государственная пограничная служба Украины

Взаимная слежка

Пригороды и села вблизи границы бедными уже давно не назовешь. Смотришь на роскошные особняки, дорогие иномарки, которыми запаркованы улицы, и делаешь вывод: поселок элитный. Но оказывается, село-то самое обычное, а жители - заробитчане.  

- Когда через наше село туристы проходят, смотрят на дома большими глазами и спрашивают: "Кто тут живет?! Прокурор? Депутат?" А у нас таких нет - самые обычные местные ребята, - отмечает жительница села возле Ужгорода Наталья. - Вон Богдан - бывший сапожник, сейчас в Венгрию ездит работать, двух сыновей на ноги поставил, "поселил" в Киеве. Или Роман - инженер-геолог, плюнул на науку и поехал в Англию. Уже два дома построил, детям останется. Или Андрей - раньше ремонтами дома зарабатывал, теперь то же самое в Германии делает. 

Но есть и те, кто за рублем так далеко не едет - граница же вон тут, рядышком. А возможностей заработать, не беря в руки ничего тяжелее блока сигарет, куча.

Пограничники сетуют, что в навыках слежки и технических возможностях контрабандисты вряд ли отстают от контролирующих служб. 

- Мы следим за ними, они - за нами, - вздыхают военные. - Видят, какая ситуация на разных участках границ, где меньше нарядов в определенный день, и быстро направляют туда своих. Это обычно молодые парни-спортсмены, которым по силам мигом метнуться и перебросить контрабанду. Потом их так же "выводят" - по сигналу. Могут сутки где-то отсиживаться, и когда их компаньоны увидят "окно", в которое можно проскользнуть обратно, возвращаются.

Отпечаток на личность 

Контрабандисты в Западной Украине освоили уже все пути пересечения границы - не только наземные, но и по воздуху, и по воде, и даже подземные. В 2012 году в Закарпатье обнаружили тоннель, соединяющий украинскую и словацкую сторону, - его построили всего в полукилометре от пропускного пункта. "Окно в Европу" оборудовали электричеством и рельсами, по которым могли отправлять контрабанду на вагонетках. 

- На такую "работу" дураков не берут, зачастую это активные люди, не пьющие, чтобы по пьяни чего не сболтнули, - рассказывает "КП" в Украине" житель Ужгорода Александр. - Такие деньги зашибают - мы с вами о таких и не мечтаем. 

Александр показывает на дом в конце улицы в селе недалеко от Ужгорода. С виду - почти хоромы. Дорогой кованый забор, свежевыкрашенный фасад, часть улицы возле дома выложена плиткой. Другая часть - в дырах и колдобинах, с остатками асфальта. Ворота сдвигаются в сторону, из двора выруливает новехонькая BMW X-5. Успеваем разглядеть: за воротами посажены ели и можжевельник, цветы - не ромашки, конечно, а штамбовые розы по несколько тысяч гривен за куст и лилии. Видно, что обустраивала двор не хозяйка, а ландшафтный дизайнер. Хотя, может, и хозяйка талантливая. 

- А за домом - бассейн, - шепчет Александр. - Я не видел - мастера рассказывали. Хозяева дома на заработки ездят, приезжают - и дальше строят. Хотя вроде бы уже построили и отремонтировали все, что можно придумать, - дома у них полный фарш. Может, тоже тоннель, прикрываясь стройкой, роют. 

Мимо проходит, оглядываясь с завистью, еще один местный житель - Славик. Он уже лет пять ездит на заработки, но смог только ремонт сделать, машину на польских номерах купить и жену-дочку по курортам повозить. 

- Контрабандист! Тьфу! - плюет под ноги. 

- Завидует, - шепчет Александр. - Не каждому везет попасть на этот поток, да и не по объявлению набирают.

- По пять косарей "зелени" в неделю мужик зарабатывает, а то и больше, - вступает в разговор еще один местный, Василий. У Васи - свой неплохой бизнес, легальный. Но чувствуется, что такие финансовые блага, как у соседа, ему и не снились. - Сигареты штампуют за бугром контрабандные. За такую работу двадцатку тысяч гривен, конечно, не платят. 

- Это у нас за сигареты - штраф, а за границей и сесть можно. Опасно, - говорит Саша. - Кстати, раньше на старых "Жигулях" "контрабас" возили, чтоб не жалко было, если конфискуют. А теперь все чаще на новехоньких и дорогущих. Думают, пограничникам страшно будет раскурочивать такую машину - и не тронут. Хотя, главное, наверное, "своих" иметь на границе.

Как ни следят пограничники, контрабандист все равно проберется. Фото: Государственная пограничная служба Украины

С завязанными глазами и без паспорта

Мужики обсуждают, как их сосед попал на "золотую жилу". Оказывается, и здесь работал на табаке - легально. А кто-то тот же табак и сигареты уже переправлял за границу. Год-два поработал, раззнакомился - и поехал с другими пацанами. Там, говорят, в подвалах делают сигареты круглые сутки.

- Поначалу, рассказывал, перевозили их через границу, завязывали глаза, чтобы не знали, куда везут. Паспорта и телефоны отбирали - отдавали через пару месяцев, когда "смена" менялась, - закуривают собеседники. - И так же и вывозили - с завязанными глазами. Чтобы не могли сдать, если что.

Сам хозяин дома о себе теперь много не рассказывает. Говорит - на заводе работает 16 часов в сутки. 

 - Спрашиваю: на каком, блин, заводе тебе столько платят?! По производству платиновых зубов для королевы Елизаветы? - вступает в разговор заробитчанин Славик. - А у него - глаза врозь, вижу - понятия не имеет о том, где за границей вообще на заводах можно работать. Не верю, что столько денег можно на заводе в Чехии или Польше заработать. А самому поесть, а проезд, а проживание? Если батрачить круглые сутки, пешком ходить и святым духом питаться, то, может, и соберешь приличную сумму.

Говорят, нервная работа накладывает отпечаток на личность. Например, знакомые Славика и Саши, "подозреваемые" ими в контрабанде, из компанейских веселых парней превратились в угрюмых и закрытых. Теперь и не поговоришь - только кивают и уходят прочь.

- А как ты по-другому контрабанду провезешь? - выплескивает накопившиеся знания подвыпивший Руслан из Рава-Русской, недалеко от заведения с красноречивым названием "Контрабас". - Там же первое, что палят пограничники, - твое поведение. Нервничаешь - не поверят, что у тебя жена рожает или недержание. На яму - и досвидос, бабки. А в машине спрятать легко - места куча. Под обшивку, сиденья, в дверях тайники делают или над моторным отсеком - куда только не суют. Только сначала в несколько слоев плотной черной клеенки упаковывают, чтобы специальный прибор, с которым осматривают машину, фольгу и акцизы не "увидел".

- В сумках только неопытные везут, надеются на "авось", - поддерживает друг Руслана Михаил. Говорит, раньше сам контрабанду возил. "Как все". Сейчас - "ни-ни". - А неновый человек может машину упаковать тысячами пачек - и никто не придерется. Кто боится, сажает в машину дополнительных пассажиров - соседей, например. Каждому по две пачки - и уже блок. За блок можно полторы-две тысячи выручить. А купить его у нас - гривен 300. Тоже неплохой доход получается.  

Отмечает - еще бензин везут или соляру. Но на них много не заработаешь - так, за дорогу отобьешь. 

- Но если бак вместительный, то и домой что-то принесешь. Если на 80-100 литров машину заправишь, себе пять оставишь, чтобы вернуться, а остальное сольешь поляку, то гривен 700-800 останется. Если чеху - больше. У нас бензин по 27, а там - по 35-40 гривен.

Официально

Каждая десятая сигарета в мире - контрабанда 

По оценкам Всемирной таможенной организации (ВТО), объем мирового табачного рынка оценивается в 5,7 триллиона сигарет в год, и каждая десятая выкуриваемая сигарета является либо контрабандой, либо контрафактом. В странах Евросоюза на подделки известных табачных брендов приходится две трети всего нелегального оборота. Доходы от одного контейнера вместимостью 10 миллионов сигарет, реализованного в странах ЕС, оцениваются аналитиками в 2,3 миллиона долларов с учетом себестоимости товара, затрат на перевозку и оплату нелегальных таможенных схем. 70% всей табачной контрабанды идет из Китая. 

Цифра 

От 5 млрд до 10 млрд штук сигарет в год вывозят по контрабандным каналам с территории Украины 

На заметку

Пока в Украине идут дожди и грозы, на границах - относительное затишье. Такая погода не слишком выгодна пешим контрабандистам. Если и удастся проскочить незаметно для пограничников, то оставленные на влажной земле следы все равно укажут путь к нарушителю. Иногда контрабандисты пытаются замаскировать свои следы и имитируют следы животных. Конечно, полосы возле границы регулярно вскапывают, чтобы и в засуху не пропустить нарушителя. Но, как говорится, раз на раз не приходится. Есть и те, для которых "каждая погода - благодать".

Самых популярных методов переправки грузов

Трубопровод! Пока министр Омелян строит гиперлуп, еще в 2012 году на границе обнаружен туннель на 700 метров в Словакию. В нем вагонетками перевозили товар. Фото: Соцсети
Автомобиль. Чем он больше, тем и больше можно увезти. Сейчас модно прятать в новых авто - вдруг их пощадят таможенники. Фото: Соцсети
Дайвинг. Мокро, но тоже весьма надежно - переправлять контрабанду по пограничным рекам. Фото: Соцсети
Дрова. Кто в Закарпатье лес не рубит? Все, но некоторые внутрь стволов засовывают "начинку" для перепродажи. Фото: Соцсети
Авиация. Очень популярный способ: легкомоторный дельтаплан залетает на сопредельную территорию и сбрасывает 200-300 кг груза. Фото: Соцсети