"Джаз на Днепре 2018": “леопардовая” Ди Ди, Максакова и потерявшееся молодое дарование

“КП в Украине” побывала на юбилейном 50-м международном джазовом фестивале и за два дня полюбила джаз по-днепровски

Звезды американского джаза Аллан Харрис и Ди Ди Бриджуотерс в Днепре не скупились на эмоции. Фото: Павел ДАЦКОВСКИЙ

Джазовых фестивалей много не бывает. Это факт. Потому три года назад все очень обрадовались, что в Днепропетровск вернулся фестиваль, который зачинали проводить в далеких 60-х. И вот он вернулся и сразу с заявкой на серьезность намерений, которые подтверждаются прежде всего списком хед-лайнеров. Конечно у “Джаза на Днепре” не такой большой список “грэмминосцев”, как, например, на LeopolisJazzFest, но подбор артистов тоже очень серьезный.

Хотя фестиваль в Днепре совсем не похож на своего львовского собрата - у него атмосфера иная – легкая, расслабленная. Ну, а как иначе, если большая фестивальная сцена выстроена на Монастырском острове (аналог киевского Гидропарка – прим. Авт.) прямо на песочке и слева и справа от сцены живописная прибрежная линия.  Вода, песок, солнце очень расслабляют, поэтому зритель чувствует себя на фесте, как на курорте, разгуливает по залу, сидит под сценой в шезлонге, пьет ледяные лонг-дринки прямо в партере.

А возле берега швартуются вперемешку яхты, катамараны и байдарки и их обитатели тоже слушают джаз не сходя на берег без всяких там билетов. Эта атмосфера в конце-концов должна будет вылиться в определенный, присущий только этому музыкальному фестивалю, стиль. Возможно в списке должно быть больше легкого танцевального джаза, больше латино-американских коллективов, а как мы знаем, джаз в Южной Америке очень крутой, вот только везут его к нам крайне мало.

Хотя и в нынешней программе "Джаза на Днепре", а за два дня организаторы устроили для публики 12 полноценных концертов, на наш взгляд было много радости. 

Замечательный американский певец-крунер из Нью-Йорка Аллан Харрис заворожил всех своим магическим голосом, исполняя песни из своего нового альбома GeniusofEddieJefferson, посвященного 100-летию легендарного Эдди Джефферсона. Этот темнокожий дядька в кепке и пиджаке игрался с голосовыми тембрами, воркуя со сцены что-то про заграничную жизнь под аккомпанимент ф-но, котрабаса и ударных. Периодически он подыгрывал себе на блюзовой гитарке, что было очень приятно. А между песнями, как и полагается крунерам, что-то говорил-говорил-говорил.

Мария Максакова попробовала себя в джазе
Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

К слову, Аллан Харрис от своих щедрот сдал на один концерт свое прекрасное трио певице Марии Максаковой. Оперная дива неожиданно для всех выступила на фестивале с программой джазовых стандартов, например спела TheManILoveГершвина. Впечатление о ее выступлении у многих сложилось неоднозначное, скажем так, голос певицы не предназначен для исполнения джаза. В финале концерта Мария и джазмены исполнили джазовую версию нетленки Владимира Ивасюка "Я піду в далекі гори" и легендарную "Черемшину". Опять таки не сказать, что было очень хорошо спето, но аранжировка быля интересная.

Аллан Харрис развлекал всех пением и блюзовыми наигрышами на гитаре
Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

“Молодое дарование из США застряло в аэропорту”

Австралийский саксофонист Трой Робертс и его группа NU-JIVE оказались для восприятия не такими легкими. Музыка этого дважды номинанта на Грэмми совсем не разлекает, потому что речь идет о серьезном современном джазе, который впитал в себя смесь самых разных жанров в лице соула, фанка, R&B, латины, госпел и тд. Трой Робертс, этот колоритный австралийский абориген, и его ломающий все ритмы саксофон – мощный дуэт и восприятие их музыки требует определенных усилий. Но хвастаясь можно сказать, что мы в данном случае имели дело с джазом от настоящих мировых звезд, к которым следует подтягивать свое восприятие, если ты не отчаянный меломан со стажем.

Увы, зрителям не довелось услышать молодое 17-летнее дарование из США, которое творит чудеса на электрооргане.  Мэттью Уитакер на фестивале не появился, потому что какие-то черные силы не позволили вылететь ему из Нью-Йорка. В своем видеооращении он очень сожалел об этом, рассказывая, что ради встречи с украинскими зрителями провел в аэропорту 20 часов и пообещал сыграть для нас в следующем году.

Австралиец Трой Робертс 30 часов летел, чтобы сыграть в Днепре на саксофоне
Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

“В короткой юбке на барном стуле”

Вишенкой же на торте нынешней программы “Джаз на Днепре” стала американская джазовая дива Ди Ди Бриджуотер. Обладательница трех Грэмми и почтенных лет вышла на сцену с кудрями на голове, не смотря на то что много лет до приезда в Днепр она выступала с бритым черепом. Зрители напряглись, почувствовав подвох. Но едва дама в коротком леопардовом платье запела, все расслабились: диву не подменили. Это был феерический на одном дыхании спектакль певицы и актрисы. Каждая ее нота и каждый жест были выверены и говорили о многих десятках лет работы над собой.

- Это ж как красиво нужно прожить жизнь, чтобы в 70 лет так эротично сидеть на барном стуле в короткой юбке, - заметила, даже без зависти, одна из зрительниц.

Самая артистичная звезда Бродвея Ди Ди Бриджуотерс подарила свое искусство украинскому зрителю
Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

Ди Ди притягивала внимание как живой огонь, не давая очнуться ни на секунду, поэтому еще восемь человек музыкантов на сцене, - причем очень крутых музыкантов, - были лишь фоном для этой “мэм”. Такое умение владеть залом объяснимо, поскольку Ди Ди Бриджуотер у себя на родине блистает в бродвейских мюзиклах. Местами Ди Ди по повадкам напоминала Пугачеву, - та же откровенность подачи, та же раскрепощенность и тот же хриплый смешок женщины прожившей длинную и ненудную жизнь. Но это не про копирование, это про то, что у любого мастерства и таланта даже от бога есть школа, и если уж нам удалось увидеть выпускников этой школы, то значит нам просто очень повезло.

Так что, спасибо фестивалю “Джаз на Днепре” за подобные встречи! Спасибо и за концерты украинских джазовых музыкантов, которые тоже имели место в большом количестве. Спасибо за атмосферу и отношение к зрителям. Хотелось бы, конечно, чтобы публики было больше. Но для этого нужно, чтобы в фестиваль поверили люди со всей Украины. Пока этот фестиваль наполняют в основном местные меломаны. Но если организаторы события и дальше будут упорны в своей идее сделать “Джаз на Днепре” традиционным, зрителей, уверенна, на нем будет с каждым годом все больше.