Чтобы никто не обиделся: как правильно критиковать и принимать критику

О том, как научиться тактично указывать на ошибки и принимать конструктивную критику, рассказали эксперты кадрового портала HeadHunter Украина.

На критику реагируй правильно! Рисунок Олега ЛОКТЕВА

Критикуйте, не обижая

В то время как конструктивная критика помогает человеку увидеть и исправить ошибки, деструктивная критика вызывает агрессивность и враждебность, становясь причиной бесполезных споров и конфликтов.

Эксперты кадрового портала уверены: научиться критиковать правильно можно и нужно! А для этого ест несколько правил.

1.Давайте оценку не человеку, а его поступку. Между фразами "Ты полный глупец!" и "Ты же грамотный специалист, а допустил этот досадный промах" - очень большая разница.

2. Не делайте из каждой ошибки непоправимую трагедию. Уберите из своей речи уничижительные фразы, высокомерие, сарказм. Ведь ваша задача не морально уничтожить коллегу, а тактично указать на ошибку и попытаться ее исправить.

3. Говорите вежливо и доброжелательно, но твердо и конкретно. Не стоит используйте намеки – сотрудник должен четко понять ваш посыл.

4. Обходитесь без свидетелей.

5. Перед тем, как начать критиковать кого-то, вспомните о собственных недостатках – никто из нас не идеален. И, перед тем как перейти к предмету критики, признайте определенные достоинства человека и похвалите его за них.

Реагируйте, не обижаясь

1.Не принимайте критику близко к сердцу и полностью на свой счет. Если вам указывают на ошибку или черту характера, это не значит, что вас не любят и не ценят. Это значит, что коллег не устраивает конкретная ошибка или черта.

2. Дослушайте критику до конца и дайте понять, что поняли собеседника: или предложите пути решения проблемы, или сообщите, что приняли сказанные слова во внимание.

3. Если вас критикуют агрессивно, лучший способ в такой ситуации – промолчать. Не стоит ни оправдываться, ни нападать в ответ. Просто постарайтесь отделить эмоции от реальных советов – возможно, они там все же есть.

4. Если вы считаете, что критика необоснованная, спокойно приведите контраргументы. Кстати, совсем необязательно отвечать сразу, особенно, если вы вспыльчивы.

5. Помните: если человек готов слушать исключительно лесть и похвалу, но совершенно не готов к конструктивной критике, добиться успеха ему будет трудно. Ведь именно конструктивная критика является стимулом для совершенствования.