Константин Паршин: какой должна быть новая система обороны Украины

Сегодня в Украине очень много говорят о реформах: на повестке дня медицинская, пенсионная реформы, реформа децентрализации.

Константин Паршин.

Система обороны Украины несмотря на то, что за последние годы стала одним из самых важных и приоритетных направлений в Украине, продолжает действовать в старых рамках. О том, какой могла бы быть новая система обороны нашей страны, мы поговорили с Константином Паршиным, руководителем Международного проекта "Центр подготовки "PATRIOT" и основателем юридической компании "Приднепровье".

В чем заключается ваша концепция новой организации системы обороны Украины?

Константин Паршин: Для того, чтобы страна наметила качественно новый путь развития, важно видеть ситуацию в целом. В группе "Хартия будущего" был разработан концепт нового социального уклада, дающий перспективу иного будущего. 
 
В последнее время мы наблюдаем попытки сделать косметические изменения, способные привести к положительным результатам, в рамках существующих моделей представительской демократии. Но, представительская демократия не дает возможности обществу идти по осмысленному пути, который бы привел к желаемому и прогнозируемому результату и позволил бы при этом иметь стратегию развития на 20, 50, 100 лет. 
 
Мы предлагаем совершенно другой тип управления, отличный от нынешнего устройства представительской демократии.  В нем позиция стратега, назовём его так, ответственного за написание и реализацию в жизнь стратегии является ключевой. Эта концепция дает возможность увидеть путь развития страны на долгие годы вперед и, в результате, планировать своё будущее.

То есть не бывает такого, чтобы не существовало совсем никаких угроз?

Константин Паршин: Организация эффективной внешней и внутренней системы обороны - это первая задача, с которой сталкивается любое общество. Отметим, что мы говорим не о системе безопасности, а именно о системе обороны.  На наш взгляд, состояния абсолютной безопасности достичь в принципе невозможно. Любой человек или общество всегда находятся под воздействием угроз, испытывают на себе атакующее воздействие сил природы, эпидемий, внешней агрессии, техногенных катастроф и так далее. Поэтому мы не можем обеспечить себе состояние безопасности. Первое - к угрозам, на которые мы повлиять никоим образом не можем, мы можем только адаптироваться. С угрозами, сопротивляться которым мы можем, мы должны работать в формате выстраивания защиты от них. И следующий тип нашей реакции – это превентивные действия, то есть недопущение воздействия на нас определенного типа угроз. 
 
Принято считать, что главной угрозой является военная угроза. И мы тоже пока оставим ее на первом месте, но сегодня уже понятно, что она не главная и не единственная. Существуют экономические, монетарные, демографические угрозы, информационные войны и кибервойны, миграция больших групп населения, вымирание или перенаселение, угрозы экологического характера, стихийные бедствия, кризисы различного типа (экономические, связанные с нехваткой разных типов ресурсов, голодание, производственные кризисы) и все это по своему ущербу для общества является не менее катастрофичным. 
 
Открытия в разных областях науки меняют представление о мире, меняется и растет количество потенциальных угроз. Это обязывает иметь исследовательский орган, который бы мог определять эти новые угрозы и обозначить их границы для краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования деятельности "Сил обороны".

Это какой-то уже существующий орган или необходимо формировать новый? 

Константин Паршин: Этот орган мы назвали Объединенным командованием начальников штабов Сил обороны. В какой-то степени это похоже на то, что в Соединенных Штатах Америки называется Объединенным комитетом начальников штабов. Это орган, который осуществляет общее планирование и контроль над всеми структурами, входящими в Силы обороны страны. 
 
Какие, собственно, силы должны входить в структуру обороны? Сегодня обороной страны занимаются только вооруженные силы. Мы же считаем, что в структуру обороны страны должен входить еще целый ряд органов. 
 
Основой Сил обороны должна быть Территориальная оборона, организованная с использованием опыта Израиля и Швейцарии, где каждый житель страны входит в состав сил территориальной обороны и является их штатной единицей, причем как в боевых частях, так и в подразделениях обеспечения. Таким образом все члены общества участвуют в защите своей страны. 
 
Эти силы могут быть задействованы не только в военных операциях и при выполнении боевых задач, а также в случае стихийных бедствий, техногенных и экологических катастроф, и при других угрозах, на которые общество должно реагировать. 
 
Мы исходим из того, что никто кроме самих жителей страны не сможет защитить свою страну лучше. Более того, это прямая обязанность граждан, которые в то же время являются совладельцами всеобщего достояния. 
 
Все население страны должно иметь необходимую и достаточную военную и другие виды подготовок. В случае наступления противника или другой угрозы каждый житель страны точно знает свое место, которое он должен занять в Силах обороны для совместной защиты всеобщего достояния, территорий, а также своих жизней. Тогда у нас и есть сформированный готовый организм, способный адекватно ответить на любую угрозу. 
 
Это не отменяет необходимость иметь Вооружённые силы, сформированные на регулярной основе. Это вторая составляющая Сил обороны, то есть постоянно действующие боевые подразделения всех родов войск, специально обученные профессионалы высокого класса. Они и являются основой Сил обороны в случае наступления военной угрозы. 
 
Третьей частью Сил обороны являются Внутренние силы , в которые входит пограничная служба, миграционная служба, подразделения для ликвидации чрезвычайных ситуаций, все специальные подразделения для проведения операций внутри страны, связанные с противодействием вооруженной преступности, террористическим группам. Сюда же должны входить силы, подчиненные полиции, которые занимаются поддержанием правопорядка, а не раскрытием преступлений. Все эти службы должны быть объединены под единым управлением Внутренних сил обороны. 
 
Также в Объединенном командовании должны присутствовать органы, отвечающие за экологию, инфраструктуру, атомную энергетику, монетарную систему, коммунальное хозяйство, критическую инфраструктуру, а также орган, отвечающий за внешние и внутренние экономические отношения, и ведомство, отвечающее за международные отношения. Отдельной службой в Объединенное командование входит контрразведка. 
 
Антикоррупционные органы, на наш взгляд, должны быть вынесены за периметр управления органов сил обороны. 
 
Все вышеперечисленные органы вместе с силами Территориальной обороны объединены и находятся под управлением единого командования. Это обеспечивает целостный взгляд на оборону, предупреждение возможных угроз и защиту или адаптацию к существующим. Не имея такой организации, мы будем опаздывать и проигрывать на всех настоящих и вновь возникающих театрах военных действий.

 

То есть мы должны предусмотреть также отдельные структуры, которые бы занимались не обороной, а нападением?

Константин Паршин: Чтобы защитить свою страну иногда мало просто обороняться. Иногда требуется осуществлять не только функции обороны, но и функции экспансии: или на тебя нападают, или ты, предостерегая это нападение, начинаешь экспансию сам. 

В современном мире не принято признавать, что кто-либо готовит те или иные операции экспансии, тем не менее они постоянно возникают по тем же направлениям, которые мы определили как виды угроз: помимо военного вторжения, экспансия может осуществляться и в информационном, и в экономическом пространствах, в киберсфере, в гуманитарной политике. 
 
Характер действий при экспансии по своей сути очень сильно отличается от действий при обороне. Отличия состоят в подготовке, системах планирования, обеспечения, подборе кадров и многом другом, что в корне отличают Силы экспансии от Сил обороны. Поэтому мы считаем необходимым выделить эти силы в отдельное управление. 
 
Этот орган может иметь рабочее название Объединенный штаб интернациональных сил. Его задачей является проведение превентивных операций вне территории своей страны для обеспечения более эффективной обороны, а также участие в международных миссиях для поддержания мира. Структурно в этот орган должны входить внешняя разведка, силы специальных операций, воинские подразделения быстрого развертывания, сформированные на профессиональной основе, а также ударная авиация и флот. 
 
Обратим внимание, что образование и подготовка, логистика и медицинское обеспечение, вооружение и связь Сил экспансии должны отличаться от Сил обороны. 
 
Как осуществляют сегодня функцию экспансии разные страны мира? В Министерстве обороны США, к примеру, существуют так называемые континентальные командования. Эти силы – это не что иное, как силы экспансии, силы атаки. То, что они не находятся на территории своей страны, не выполняют функций обороны, в США объясняют тем, что интересы Соединенных Штатов везде, и поэтому присутствие в разных регионах обеспечивают оборону и превенцию в их оборонной стратегии. Но ясно, что эти силы выполняют не только превентивные функции, но и функции, направленные на активные действия экспансии в интересах США на этих театрах военных действий. 
 
Аналогичную деятельность ведут и другие страны. Например, Израиль. Его экспансия направлена на обеспечение обороны своей страны, и они активно действуют в разведывательных операциях, в специальных операциях на территориях других стран. Это тоже тип атаки. Мы видим так называемую "выемку архивов" в Иране, уничтожение так называемых нацистских преступников, уничтожение террористов на территориях других стран – это все виды экспансии. 
 
Для реализации функции экспансии стране необходима отдельная структура, отдельный бюджет, наступательные виды вооружения и войска для наступательных операций. Вспоминая Вторую мировую войну, можно сказать, что части, которые участвовали в наступлении, были специально для этого сформированы, ими командовали лишь те военноначальники, которые могли планировать такого рода операции – так называемые прорывы.

Наверное, такая система обороны будет не дешево обходиться государству…

Константин Паршин: Координация между силами обороны и интернациональными силами осуществляется на уровне "стратега". В аппарате самого стратега обеспечивается аналитика, за счёт этого видна целостная картина, данные для которой представляют управления сил обороны и экспансии. В его распоряжении есть институт стратегических исследований, который дает стратегу возможность видения и оценки всего происходящего в мире и предлагает ему новые подходы для реализации стратегии. Этот орган также определят новые театры военных действий. 

Институт стратега, опираясь на точные бюджетные показатели, в состоянии сравнить и выбрать оптимальный вариант применения либо сил обороны, либо сил внешнего действия. Только обладая всей полнотой картины происходящего в мире и учитывая все аспекты жизни общества , стратег может иметь реальную стратегию, в том числе и в отношении обороны. 
 
В стоимость одного солдата входит : его обеспечение, вооружение, его индивидуальная и коллективная подготовки, подготовка офицеров всех рангов, которые будут осуществлять планирование, управление и контроль. Сюда же входит стоимость военной инфраструктуры, закупки вооружения, а также социального обеспечения и социальной защиты тех людей, которые могут пострадать при исполнении боевых задач и своих служебных обязанностей. 
 
Необходимо разделить бюджет Интернациональных сил и Сил обороны. Тогда при выборе варианта решения мы получим возможность сравнить и оценить по всем показателям результаты применения этих сил. Это позволит стратегу принимать более точные решения, куда направлять основные ресурсы и усилия общества для обеспечения более эффективной обороны. Даёт ли преимущества более высококлассная подготовка личного состава и применение современных типов вооружения, и можно ли за счет этого улучшить оборонную стратегию.

А должны ли быть в структуре Сил обороны силы специального назначения – спецназ?

Константин Паршин: Отдельно нужно остановиться на специальных силах, которые в нашей стране имеют у себя не только министерства, но даже отдельные департаменты. Эти подразделения должны иметь в своём составе самый лучший личный состав, с более высоким социальным обеспечением и зарплатой, с высококлассной подготовкой. Они обеспечиваются дорогостоящим оборудованием, экипировкой и вооружением, различного вида техникой, начиная с подводной и заканчивая летающей на супервысотах. 
 
Поэтому на наш взгляд специальные подразделения должны иметь интернациональные силы, организованные по принципу сил специальных операций, и действовать они должны исключительно на чужой территории. Аналогичную структуру нужно иметь в Вооруженных силах, которые созданы с привязкой к территории, за которую будут нести ответственность Силы обороны, и которые применяются исключительно в ходе боевых операций. 
 
Абсолютно все специальные подразделения, действующие внутри страны и применяются в мирное время, должны быть объединены в единый орган с подчинением управлению Внутренних сил обороны. Эти силы должны иметь территориальную специализацию, быть достаточными для того, чтобы иметь возможность действовать в интересах всех служб, входящих во Внутренние силы обороны. Итак: один спецназ – в Силах обороны, другой - в Интернациональных силах и третий – в Силах внутренней обороны. Их подготовка и обеспечение отличается друг от друга.