Новую «холодную войну» начнет Индиана Джонс?

В новом фильме Индиана Джонс чудом не погиб в ядерном взрыве. Эта сцена произвела на простых американцев жуткое впечатление - они уже начали готовиться к войне.

В прошлом номере «толстушки» (см. «КП» от 4 июля и на сайте kp.ua) мы сравнивали ядерный запас России и США. Американцы уже не первый год тормошат призрак «холодной войны». На пропагандистский фронт призван даже... Индиана Джонс. В четвертом фильме супергерой сражается с русскими солдатами и оказывается в эпицентре ядерного взрыва. Сразу после премьеры в США провели опрос: 78 процентов опрошенных не против увеличения бюджета на военные цели. Такое вот совпаденьице... 

Многие аналитики утверждают, что амбиции США вполне могут привести к новому витку ядерного противостояния. И его порубежьем станет не Берлинская стена, а линия американской ПРО в Польше и Чехии. Какие козыри есть у наших соседей на случай возможного конфликта? Об этом «Комсомолке» рассказал кандидат военных наук полковник Михаил ПОЛЕЖАЕВ, служивший несколько лет в самом засекреченном Главке Генштаба РФ. 

Американские ракеты точнее российских

- Михаил Александрович, американцы утверждают, что места дислокации российских шахтных ракет они знают, как мать - имена своих детей. Блеф?

- Нет. Дислокацию они действительно знают: мы же обмениваемся данными. И мы знаем дислокацию их «Минитменов». Это не секрет.

- Насколько изменилась точность ядерных ракет по сравнению с временами «холодной войны»? 

- Американские и советские ракеты первых поколений имели невысокую точность - 1 - 3 км. Поэтому и предназначались для ударов по целым городам. Сегодняшние американские ракеты точнее российских. Их точность порядка 100 - 200 метров. То есть появилась возможность использовать их для уничтожения высокозащищенных целей - шахтных пусковых установок. Так что сегодня ядерные ракеты стали основным оружием против ядерных ракет. Для них в США даже разработали специальные боевые блоки - проникающие. Они должны взрываться не на поверхности, а на некоторой глубине. Подобные блоки разрабатывались и в СССР для ракеты «Воевода», но после 1991 года все работы были прекращены. 

- Почему? 

- Потому что головным по разработке было КБ «Южное» в Днепропетровске. А после развала СССР все работы по этой теме были свернуты. Разрушилась кооперация предприятий-производителей. Из четырех современных типов ракет, находившихся на конец 1991 года в производстве, только один выпускался на российском предприятии - «Тополь». 

С тех пор он, кстати, постоянно дорожает. В 2000 году цена такой ракеты (без боеголовки) была в районе 3 миллионов долларов. В 2005-м зашкалила за 5 миллионов. А сегодня «Тополь» стоит еще раза в два дороже. Производство-то мелкосерийное, и на цену к тому же ложатся все расходы по поддержанию кооперации производителей. 

Горбачев очень выручил США

- Зачем же тогда за американские деньги почти 15 лет резали старые советские ракеты? Потому что из-за старости их и так на помойку надо было выбрасывать?

- Отчасти да. Но ответ не так однозначен. Еще в СССР была явная избыточность по типажу и количеству ракет. Помните песенку:

Может, мы обидели кого-то зря,

Сбросив пару лишних мегатонн, 

И горит зеленым пламенем земля

Там, где был когда-то 

Пентагон!..

Так вот, на поддержание в боеготовом состоянии разных по конструкции и возрасту изделий нужны огромные ресурсы. А все, что было создано трудом поколений, последний генсек КПСС сдал американцам разом. До сих пор расхлебываем…

- Но ведь и у янки, как известно, были похожие проблемы со стареющим «Минитменом-2»?

- Горбачев их очень выручил, подписав договор «О сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений» (СНВ-1): они сэкономили гигантские деньги, уничтожая ракеты, которые им и так пришлось бы списать. Да еще с выгодным взаимозачетом: на каждую списанную с их стороны мы уничтожали вполне боеспособные ракеты! 

Против террористов ракеты не нужны

- Почему Россия так медленно перевооружает свои Ракетные войска на «Тополя-М» - всего по 5 - 6 штук в год? Нет денег или мощностей?

- Деньги есть. Сейчас многое упирается в технические возможности. В Воткинске могли бы выпускать 50 «Тополей» в год. Но это в теории. Потому что завод выпускает еще «Искандеры», «Точки», коммерческие ракеты...

- И сколько же лет при таком положении займет перевооружение на новые «Тополя»?

- Ответить невозможно - пока нет внятной военной доктрины. Если по-прежнему врагом является терроризм, то МБР России ни к чему. Если противник - США и НАТО, тогда они нужны. По Госпрограмме развития вооружений до 2015 года для стратегических ядерных сил планируется закупить 5 - 8 атомных подлодок, 34 шахтные пусковые установки, а также 66 наземных подвижных комплексов «Тополь-М». 

Гиперзвуковой призрак

- Но ведь уже сколько лет политики и генералы говорят о какой-то суперпупер-гиперзвукововой ракете. Есть ли такая секретная разработка на самом деле? И что она может?

- Думаю, что смуту в умах сеют газетчики, которым все едино: квазибаллистическая, гиперзвуковая - главное, чтоб звучало. Не о разработке ли КБ «Южное» еще 80-х годов им рассказывали? В ней использовался известный эффект - при вхождении в плотные слои атмосферы боеголовка на гиперзвуковой скорости (5 - 7 скоростей звука) может совершать непредсказуемые маневры. Такая самонаводящаяся боеголовка была испытана. И успешно. Но «волшебная» боеголовка весит около двух тонн, и никакой «Тополь» поднять ее не может. Для гиперзвуковой крылатой головной части нужна новая межконтинентальная ракета. 

Обнаружить ее система ПРО сможет, а уничтожить нет: ракеты-перехватчики такую высоту проскочат.  

- Что, американцы до такой же штуки до сих пор не додумались? 

- В США также проводятся работы по гиперзвуковым боевым блокам. Успешно испытан FASTT - он имеет примерно 2,5 метра в длину и четверть метра в диаметре. Разгоняется до пяти с половиной скоростей звука. Работает на обычном авиационном керосине. 

- Какую роль, на ваш взгляд, играют сегодня ядерные ракеты в международной политике?

- Ракеты вообще не должны стартовать, они должны просто быть. Когда они стартуют, задача СДЕРЖИВАНИЯ не выполнена. Поэтому и нужна система, которая не оставляет никаких сомнений в своей боевой устойчивости и надежности после любого возможного первого удара. Система должна лишать всякого смысла первый удар. А в сегодняшнем-завтрашнем варианте она может сработать на банальную провокацию третьей стороны. И некому уже будет выяснять, почему и кто первым нажал кнопку…