Третий день в центре столицы движение перекрыто водителями машин на европейских номерах. Они требуют законодательного решения ситуации с их автомобилями. Депутаты же, похоже, пытаются как можно дольше не голосовать законопроекты, которые бы позволили зарегистрировать эти автомобили в Украине. Хотя к обеду, они нехотя за них проголосовали.
Чего хотят протестующие?
Протестующие хотят узаконить свои автомобили, поставив их на украинскую регистрацию. При этом, сколько людей, столько и мнений. Одни готовы платить за растаможку единый платеж – 300 евро, другие 500 евро, а третьи и 2000 евро. Но главное для них – запустить хоть какой-нибудь законодательный механизм, который смогут обсуждать в парламенте и искать ставки, которые устроят большинство. Таким компромиссом должны были стать законопроекты № 8487 и № 8488.
Они предусматривают уменьшение размера акцизного налога с авто, отмена запрета на таможенное оформление машин, не соответствующих экологическому стандарту “евро-5”, а также усиление контроля за перемещением и использованием транспортных средств, зарегистрированных в других государствах. Согласно изменениям в основе расчета акцизного налога на авто – базовые ставки для единицы авто: с бензиновым двигателем – 50 евро, с дизельным двигателем – 75 евро, с применением к ним коэффициентов.
“Следовательно размер акцизного налога будет равен базовой ставке, умноженной на коэффициент двигателя и коэффициент возраста. При этом коэффициент двигателя будет исчисляться путем деления объема двигателя на 1000, а коэффициент возраста – это количество полных календарных лет с года, следующего за годом производства авто, до года определения ставки налога”, – говорили депутаты.
Давайте попробуем посчитать, сколько будет стоить десятилетняя машина с бензиновым двигателем объемом 2 литра.
Для этого базовую ставку в 50 евро необходимо умножить на 2 (2000/1000) и на 10 (возраст автомобиля). Получается, 1000 евро. Если бы автомобилю было 5 лет, то и цена растаможки снизится вдвое. Если машина будет старше, например, ей 20 лет, то цена уже составит 2000 евро.
В принципе, каждый желающий сможет посчитать стоимость растаможки такого авто по аналогичной формуле. Единственное, что бросается в глаза – налоговая очистка дизельных авто будет в 1,5 раза дороже при остальных одинаковых параметрах.
Почему тормозят депутаты?
Однако, голосовать даже в первом чтении эти законопроекты депутаты не хотят. На словах они поддерживают такое решение, но их действия полностью расходятся с тем, что они говорят митингующим. Так в четверг, спикер не поставил эти законопроекты на голосование, потому что… не хватило времени.
Эксперты говорят, что таким образом нардепы хотят сохранить существующий статус кво, на котором хорошо зарабатывают фирмы прокладки, принадлежащие представителям власти. И если не запустить механизм легализации евроблях сейчас, те еще несколько лишних месяцев смогут завозить в Украину машины, используя режим временного ввоза.
- Если и сегодня не проголосуют, то многие народные депутаты готовы назвать евробляхобизнесменов, которые на словах за снижение налогов, а на самом деле являются собственниками " литовских фирм" с тысячами зарегистрированных авто и вообще без реальных сотрудников, - поясняет гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. - Если и сегодня за снижение налогов на импортные авто не проголосуют , то Украине они обещали обнародовать имена владельцев " литовских фирм", заинтересованных в продолжении существования бляхосхем . Ведь эти бляхобизнесмены понимают, что после снижения налогов их бляхобизнес и схемы ввоза блях рухнут, поэтому будут до последнего сражаться за "статус кво" и против наведения порядка в стране.
Хотя к обеду законопроекты таки приняли в первом чтении. Кроме ставок налога, которые мы упомянули выше, документ устанавливает единый срок применения санкций при нарушении таможенных правил - полгода со дня выявления нарушения.
За управление автомобилем, который в Украину ввез другой человек для предпринимательской деятельности, предусмотрен штраф 8500 грн, а во второй раз в течение года - 17 тыс. грн с лишением права управления авто на один год с платным изъятием авто или без него.
За превышение сроков ввоза для предпринимательской деятельности на 10-20 дней предлагается установить штраф 17 тыс. грн, на период 20-30 суток - 85 тыс. грн, более 30 суток - 170 тыс. грн или конфискация по решению суда.
Также прописаны новые санкции за нарушение сроков транзита. За "просрочку" на 10-20 дней предусмотрен штраф 8500 грн, от 20 до 30 суток - 85 тыс. грн, более чем 30 суток, а также за раскомплектовку авто - 170 тыс. грн или конфискация по решению суда. Сейчас штраф составляет 8500 грн при превышении срока более чем на 10 суток.
Правда, к окончательному утверждению закона осенью, размеры штрафов еще могут измениться.
Что сказал премьер
Сегодня во время выступления в Верховной Раде премьер-министр Украины Владимир Гройсман прокомментировал протесты владельцев автомобилей иностранной регистрации в Киеве. Он рассказал, как видит решение этой проблемы.
Понятно, что эта проблема требует законодательного решения и определения новой таможенной политики по тем платежам, которые уплачивают украинцы за растамаживание автомобилей, - заявил премьер. - Но это с одной стороны. А со второй стороны давайте разработаем национальное законодательство стимулирования производства и внутри страны автомобилей. Давайте дадим идеальные условия, чтобы мировые производители приходили к нам и работали. Но это тоже требует законодательного решения. И я готов для максимального сотрудничества, чтобы здесь было производство автомобилей, у нас в Украине.
Что касается водителей и их автомобилей. Я услышал их позицию. Никаких репрессий быть не может. Я сегодня проведу разговор с Национальной полицией, чтобы до урегулирования ситуации на законодательном уровне никто не "кошмарил" людей. Но хочу обратиться и ко всем протестующим. Вы должны и себя вести цивилизовано. Ни в зале Верховной Рады, ни в Кабмине нет ваших врагов. Мы понимаем ваши проблемы, мы пытаемся их решать, но переходить грань нормальных отношений – это недопустимо.
А в это время
Украинцы все чаще отказываются от покупки нового авто из салона. В консалтинговой компании AUTO-Consulting констатируют: отечественный авторынок, который только недавно начал восстанавливаться после кризиса, вновь уходит в минус.
По итогам июня в Украине было продано около 6,2 тыс. новых машин. Это на 5% меньше, чем в мае, который из-за обилия выходных дней всегда считался мертвым сезоном. По сравнению с показателями июня прошлого года продажи авто и вовсе просели на 9,3.
Пол мнению аналитиков, спад на рынке новых авто подержанные машины. Растет как легальный импорт б/у авто, так и поставки евроблях.