В Коцюбинском шампиньоны проросли сквозь заасфальтированную дорожку

Грибы вскрыли асфальт.

Можно ли есть грибы из-под асфальта? Лучше не рисковать.

Депутат Коцюбинского поселкового совета Александра Куцан поделилась в социальной сети интересной фотографией - шампиньоны проросли сквозь асфальт. Депутата удивило такое явление природы, а вот ее подписчиков ничуть - мол, не асфальт, а песок какой-то, вот и растут себе грибы. Но на самом деле для грибов ни бетон, ни мраморная плита и уж тем более отечественный асфальт не станут преградой.

В этом вопросе "КП" в Украине" помог разобраться Василий Гелюта, кандидат биологических наук, профессор, заведующий отделом микологии в Институте ботаники им. М.Г. Холодного.

- Здесь совершено нечему удивляться, - уверяет Василий Гелюта. - Грибы способны прорастать даже в такырных почвах (форма рельефа, образуемая при высыхании засоленных почв в пустынях и полупустынях. - Прим. авт.), которые по своей мощности равносильны бетону. Гриб мало что остановит, если ему необходимо развеять споры, и вопрос даже не в качестве асфальта - это сила природы.

Гифы, или проще говоря, нити гриба некоторых видов способны пробуравливать тонкие пластинки из мрамора, известняка, золота. А в период роста у грибов сильно возрастает внутреннее давление клеток, и достигает оно семи атмосфер, что равно давлению в шинах десятитонного самосвала. 

Но и здесь вопрос не только во внутриклеточном давлении гриба, но еще и во времени. Асфальт, несмотря на свою плотность и твердость, все равно имеет в основе текучую жидкость - битум, и даже небольшое давление, применяемое постоянно и в одном направлении, способно продавить и деформировать дорожное покрытие. А у растений, будь то гриб или трава, главная задача - расти вверх, и занимаются они этим 24 часа в сутки.  

- Никакой магии в этом нет: природа, и только. Нормальное явление, и встречается подобное не только на территории нашей страны. Куда ветер повеет и разнесет грибные споры - там вскоре и прорастет гриб. А вскроет он асфальт или стены бомбоубежища - вопрос времени и опять-таки природы, - заключает Василий Гелюта.