Евгений Киселев: Украина будет и в Евросоюзе и в НАТО - и это хорошо

Евгений Киселев: - Политики для меня, как аквариумные рыбки.

Политикам верить нельзя, но и патриоты среди них встречаются

- Добрый день, меня зовут Николай, я из Киева. Скажите, чем вы будете заниматься в Украине?

- Я сразу хочу предупредить, чтобы было ясно: я пока не собираюсь сам вести никаких программ. Канал украинский будет выходить, на украинском языке, и уже хотя бы потому, что в достаточной мере языком не владею, в ведущие я не гожусь. Я приехал сюда работать в качестве главного редактора информационного вещания канала «ТVi».

- Программа, которую вы будете делать в Украине, будет для народа или в помощь политикам?

- Я не собираюсь никому из украинских политиков помогать, я считаю, что журналистика - это вообще про другое. Политики для меня, как рыбки в аквариуме. Ну, разумеется, для умных людей нужно иногда объяснять, чего ждать от той или иной «рыбки». К примеру, эта миролюбивая и питается исключительно растительным кормом, но иногда у нее случаются агрессивные периоды, когда она берет и начинает своих товарок по аквариум жрать без разбора. А другая, наоборот, рыба изначально агрессивная, и от нее все шарахаются. Вот так же и политики, мне интересно наблюдать за их действиями, поступками, пытаться спрогнозировать, что они будут делать.

Никогда не надо политикам верить на слово, все политики, конечно же, будут бить себя в грудь и расписываться в любви к России или Украине, или к какому-нибудь другому родному государству, желать народу всего самого лучшего, стране процветания и благополучия. А на самом деле очень часто преследуют свои узкокорыстные шкурные интересы. Хотя людям, которые профессионально занимаются политикой, я не отказываю в праве быть настоящими патриотами своей страны.

У Абрамовича с Россией - особые отношения

- Здравствуйте, меня зовут Александр Иванович. Скажите, вы будете продолжать вести программу «Власть» на российском телевидении?

- Мы вернемся в эфир в конце августа - начале сентября. Точнее о дате выхода я пока говорить не готов. Во многом это будет зависеть от моей работы в Киеве. Как раз в конце августа - начале сентября стартует здешний информационный проект на телеканале «TVi». 

- В конце своей программы вы задаете собеседникам один и тот же вопрос: «Выпустят ли Ходорковского из тюрьмы?», а тут олигарху, мотающему срок в тюрьме, новое дело шьют. Неужели его так боится власть?

- Ну, очевидно, боится, у меня нет другого ответа. Как предполагает адвокат Ходорковского, а я в данном случае с ним вполне согласен, новое обвинение нужно для того, чтобы продлить срок нахождения Ходорковского под стражей. Процессуальный срок ознакомления с делом закончился, а что делать дальше, обвинение не знает, потому что, по всей видимости, никакой команды из Москвы нет. Видимо, следователи спрашивают у своего начальства, а нам-то теперь что делать-то, вы рукой покажите куда. А начальство не показывает, ну и для того, чтобы продлить эту затянувшуюся паузу, они нашли такое решение - сформулировали новое обвинение.

А вообще, как я понимаю, там люди действительно боятся, что придется отвечать за все, что сделали с нефтяной компанией и с ее главным акционером.

- Если правительство так ревностно борется с олигархами, то откуда такое лояльное отношение к Абрамовичу с его игрушками вроде «Челси», новых яхт и прочего?

- Что касается яхты, «Челси» - на самом деле человек имеет право покупать футбольные клубы и яхты. Кстати, я думаю, что украинские миллионеры и миллиардеры тоже имеют и яхты, и точно знаю, что они имеют и футбольные клубы - Ахметов, Рабинович, Суркис… Почему власть на это не реагирует? А наша власть, наверное, находится с Абрамовичем в особых отношениях.

- Что значит «особые»?

- Ну вот бывают такие особые отношения. Говорят, в 1999 году, когда решался вопрос о том, кто будет следующим президентом в России после покойного Ельцина, Роман Аркадиевич в этом обсуждении принимал самое деятельное участие и вот с тех пор в особых отношениях и находится.

«Отношения между нашими странами наладятся лет через 30-40»

- Из Днепропетровска беспокоят, меня зовут Владимир. Какими вы видите отношения между Украиной и Россией в будущем, чего стоит ожидать - улучшения или ухудшения отношений?

- Я думаю, что в ближайшее время - год-два - эти отношения будут сложными. Политическая жизнь в Украине достаточно горячая, и тема отношений с Россией все время будет подниматься той или иной силой. Ясно, что есть люди, которым важно использовать эту тему против Тимошенко или против Ющенко, обвиняя президента и правительство в том, что это они виноваты в ухудшившихся отношениях с Россией. Есть соблазны и у противоположного лагеря говорить: «Вот смотрите, поганые москали чего творят-то». Отношения будут как минимум сложными.

Когда Лужков едет в Севастополь и там громко кричит, что мы сейчас Севастополь у Украины отберем, он же обращается к своему избирателю. Он пытается набрать дополнительные политические очки, популярность. На самом деле ему глубоко наплевать на то, что там происходит. Но он политик, он популист, и ему важно попасть в струю, попасть в настроение людей.

Россияне стали жить лучше, но проблем тоже накопилось достаточное количество, сейчас рост дороговизны - совершенно чудовищная проблема: дорожают продукты, услуги, по сравнению с Украиной гораздо выше квартплата, коммунальные услуги, высокая инфляция и т. д. И как это часто бывает в таких ситуациях, срабатывает лозунг «пушки вместо масла». Люди пытаются компенсировать свои проблемы ощущением причастности к одному большому общему важному делу. И вот тут-то появляются личности вроде Лужкова, которые громко кричат «бей хохлов, спасай Россию». В связи с этим тоже будет огромное море соблазнов у российских политиков поиграть на антиукраинских настроениях. Дескать, главный враг у ворот - вот этот самый украинец, который норовит отъединиться от старшего брата и примкнуть к Европейскому союзу, к НАТО. Я думаю, что рано или поздно Украина будет и в Евросоюзе, и в НАТО, и это хорошо. А вот Россия едва ли вступить в НАТО и Евросоюз, и это ничего радостного у меня в душе не вызывает.

Рано или поздно к власти и в Украине, и в России придут нормальные современные люди, представители тех поколений, которые ну совсем уже не помнят советского прошлого. Условно говоря, когда поколение моего внука, которому сейчас 7 лет, станет главным, основным поколением политиков, лет через 30-40 - вот тогда, я думаю, все будет хорошо.

Борьба за кресло Президента в Украине может быть жаркой


- Добрый день, Евгений, а что вы думаете по поводу грядущих президентских выборов в Украине?

- Я думаю, что все зависит от конституционной реформы. Цена президентских выборов будет зависеть от того, что будет к тому времени говориться о полномочиях президента в украинской конституции. Не исключено, что украинский президент станет такой же фигурой, как президент ФРГ - просто церемониальным главой государства.

Если должность украинского президента будет такой, а это не исключено, я не думаю, что вокруг выборов станут поднимать большую бучу. Впрочем, чутье мне подсказывает, что существенного изменения статуса нынешнего президента и института президентства не будет. В этом случае борьба предстоит жаркая, и я не удивлюсь, если в этой борьбе примет участие Тимошенко. У нее, безусловно, есть президентские амбиции. Чем они закончатся - не знаю. Я не готов сказать, чем закончатся выборы в Америке, которые уже на носу, хоть и пристально слежу за ними. А уж в Украине, где это произойдет не сегодня и не завтра, прогнозов делать не решаюсь.

- Здравствуй я звоню вам из Киева. Как вы оценивает нынешнюю политическую ситуацию в нашей стране?

- Что касается политической ситуации в Украине, она мне нравится. У вас есть конкурирующие финансово-промышленные группировки, к счастью для Украины, каждая по-своему достаточно мощная. И одна группировка по отдельности не может победить другую, а значит, они вынуждены договариваться друг с другом. То есть работает система сдержек и противовесов, а это гарантия того, что не будет авторитаризма, диктатуры, не будет никаких вертикалей власти, унижающих гражданское достоинство людей. Вот мой взгляд на политическую ситуацию в Украине. Однажды Путин, основательно обжегшись при попытке вмешаться в политические процессы в Украине, сказал одну правильную вещь: в Украине нет пророссийских политиков, в Украине есть только политики проукраинские. Вот в этом смысле я двумя руками «за» и двумя руками подписываюсь.

- Добрый день, я звоню из Одессы. Мне очень нравится телеканал RTVi но оказывается, его не показываются в России. Почему?

- Это спутниковый канал, для того чтобы получать его в России нужно иметь соответствующее оборудование. Он создавался как канал рассчитанный на зарубежную аудиторию русскоязычную, то есть на русских граждан, на русских эмигрантов. Раньше были только эмигранты, теперь у нас появилась значительная категория русских граждан, которая уезжает жить и работать за границу. Так вот он делался изначально для них. При этом есть отдельные кабельные операторы в России которые получают канал RTVi и распространяют его в тех или иных районах или городах. Скажем, чтоб в Москве смотреть RTVi, нужно приобретать достаточно серьезную большую тарелку. У некоторых они есть, но честно вам скажу, это не моя тема, но я вам могу сказать что в общем канал смотрят, тем более что есть еще возможность смотреть его в интернете.

- Здравствуйте Евгений. Хочу поинтересоваться, почему закрыли вашу программу на «НТВ»?

- Я хотел бы оговориться, мою программу на НТВ не закрывали. У НТВ сменился собственник. Вместо Владимира Гусинского, который был крупнейшим акционером НТВ пришел Газпром, мне пришлось уйти. А раз я ушел как бы естественным образом закрылась программа. Если бы я остался работать с новым акционером, как сделали некоторые журналисты, а мне сказали все твоя программа с завтрашнего дня не выходит, тогда можно было бы говорить о закрытии программы. Так случилось с Леондом Парферовым. Он тогда принял решение, что остаются работать с новыми акционерами и выпускал несколько лет совершенно замечательную программу «Намедни», вот его программу закрыли, сказали что мы тебя увольняем, а программу твою закрываем.

- Меня зовут Юрий Михайлович. Как вы думаете, Медведев будет продолжать дело Путина, или пойдет своим путем?

- Я думаю, что президентская власть как институт власти в России так велика, и так могущественна, что Медведев обречен стать реальным правителем страны. Кремль, где сидит президент, является важнейшим историческим источником легитимности, в том числе и в глазах граждан. Пройдет год, два, три, четыре и Медведев неизбежно станет человеком №1. Какую политику он будет проводить, ну в значительной степени это зависит и от политической конъюнктуры и от мировой экономической конъюнктуры, и от цен на нефть и другие энергоносители, и от отношений с западом, с Украиной. Как только возникнут какие-то сбои в экономике внутри страны, а они могут возникнуть в любой момент, власть обречена будет искать какие-то способы разрядки общественного недовольства. И, кроме того, у меня есть надежда на то, что появилось уже новое поколение людей во власти, которые еще помнят Советский Союз, но в значительной степени социализацию, то есть превращение во взрослых людей они проходили уже в 90-е годы, в ельцинское время. Они тогда делали карьеру, их жизненный опыт уже в значительной степени постсовецкий. Мне кажется, что вот это поколение людей понимают, что по старому, по-советски, по-путински, по-чекистски уже нельзя. Я думаю, что такие люди понимающие, что Россию надо модернизировать, а не подмораживать, они являются надеждой на то, что какие-то перемены будут происходить.

- А возможно что через 4 года будет 2 кандидата Путин и Медведев отдельно?

- В России возможно все.

- Добрый день . Людмила из Киева беспокоит. Евгений, вы, насколько я знаю, владеете несколькими языками, и украинский знаете?

- Украинского я не знаю, но очень хочу немножко его хотя бы выучить, я едва ли смогу бегло читать украинскую литературу, я едва ли смогу разговаривать свободно, но мне бы хотелось хотя бы понимать моих собеседников.

- Вы вообще не понимаете?

- Нет, конечно, все-таки наши языки родственные, это два славянских языка и многое понятно, но в то же время есть слова, которые звучат совершенно по-разному.

Есть такая категория граждан, которая раньше были правоверными коммунистами, большевиками, а потом стали правоверными украинскими националистами и демонстративно говорят по-украински, но при этом тоже допускают ошибки. Я не пытаюсь делать из себя украинского новообращенного националиста, мне никто не поверит. Но я с симпатией отношусь к идее независимой украинской государственности, и мне бы очень хотелось чтобы стремление Украины вступить в объединенную Европу, стать частью североатлантического сообщества, чтобы она рано или поздно реализовалась. Я к тому и другому процессу отношусь очень позитивно. Для России было бы хорошо, если бы демократический проект в Украине