"Сомневаюсь в себе"
Самая популярная денежная проблема, с которой приходят к психологу, - желание иметь более высокий доход. Иногда решение не в том, чтобы больше работать. Нужно расти по карьерной лестнице. У кого больше ответственности - тому и платят больше. Но часто человек сомневается, что он столько стоит. Самый распространенный случай - сотрудник, который годами сидит на одной должности и боится заявить о себе.
- У меня был такой клиент. Мужчина, 35 лет, работает IT-специалистом. Он испытывал тревогу, когда ходил на собеседования на позицию руководителя. Не мог себя уверенно вести, хотя имел все необходимые навыки, - рассказывает Олеся Звагольская, психолог-консультант. - Мы составили и отрепетировали устную презентацию себя и описание опыта работы. Мужчина от волнения был зажат, избегал зрительного контакта и общался очень сухо. Мы добавили немного открытости и выразительности - более властный голос, который внушает доверие и дает ощущение силы.
Что можно сделать дома для повышения уверенности в себе?
Первое - составить список своих достижений. И в моменты сомнений перечитывать вслух. Второе - любой навык достигается тренировками. Иногда, чтобы прокачать мышцу уверенности, достаточно сделать несколько сильных поступков. Постоять за слабого, вмешаться в конфликт и добиться справедливости, прилюдно высказать свое мнение и аргументировать его. Третье - делать вид, что ты уверен. Язык тела влияет на наше состояние больше, чем мы думаем. Открытые и демонстрирующие силу позы значимо повышают уровень тестостерона и понижают уровень кортизола - гормона стресса. Если выбрать позу уверенного в себе человека и постоять в ней две минуты, то уверенности добавится. Психолог Эми Кадди, которая проводила исследования этого эффекта, предлагала позу супермена - руки в боки, спина прямая, ноги широко расставлены.
Впрочем, нередко бывает наоборот. Человек уверен, что заслуживает повышения, а начальник так не считает. Как доказать?
- Главная ошибка - аргументировать рост своей зарплаты личными проблемами. Мол, у меня ипотека или долги. Это не сработает, - говорит HR-специалист Мария Игнатова. - Если работник решил, что готов подняться на следующую карьерную ступеньку, у него есть несколько возможностей. Первое - заняться самообразованием. Определить пробелы в своих знаниях или навыках, необходимых для новой должности, и подтянуть их. Второе - прийти в отдел кадров или к начальнику и попросить дополнительное обучение. Надо быть готовым к тому, что это потребует времени. В том числе - личного. Потому что любое обучение не должно быть в ущерб работе. Есть несколько универсальных навыков, чтобы стать ценнее для работодателя. Это аналитические навыки - все, что связано с возможностью посчитать цифры и правильно их интерпретировать. Актуально даже для гуманитарных профессий. Еще креативное мышление - умение мыслить нестандартно. И многозадачность - темп работы сейчас ускорился. Практически не осталось мест, где нужно выполнять только одну функцию. Если вы умеете совмещать в себе микс из смежных профессий, он будет гораздо дороже стоить на рынке труда.
"Наличные были, да сплыли"
Другой популярный запрос - неконтролируемая трата денег. С ним чаще обращаются женщины. Типичная ситуация - она тратит больше, чем зарабатывает.
- У меня на приеме была женщина, домохозяйка с детьми. Ей было ужасно стыдно, что почти все деньги, которые дает ей муж, она тратит на интернет-шопинг. А чтобы никто не знал о ее маленькой слабости, берет кредиты наличными. Когда она пришла ко мне, она была должна какой-то конторе больше 20 тысяч, - рассказывает психолог Людмила Гущина. -
Шопинг часто заменяет людям похвалу и признание. Нередко корнями это уходит в детство. Например, когда родители откупались от ребенка деньгами или подарками. А ему нужно было их внимание. Вырастая, такой человек будет продолжать поощрять себя материально. Даже если ему это не по карману.
Что делать? Просить близких хвалить себя почаще. Обращать внимание семьи на ваши усилия, если это работа по дому. Или акцентировать внимание на профессиональных успехах в присутствии коллег и шефа. В конце концов - уметь принимать комплименты. Не "ой, что вы, просто повезло", а "спасибо, мне приятно ваше мнение".
|
Важно!
Настроить семейный бюджет
Большой пласт проблем - из области семейных отношений. Здесь вариации самые разнообразные. Психологи говорят: денежный вопрос - важнейший показатель гармоничности супружеских отношений. Особенно часто конфликты возникают, когда в семье муж работает, а жена занимается детьми и домашним хозяйством. Вот пример.
- Приходит пара. В браке 10 лет, двое детей. Муж зарабатывает, на жене - дети, дом, быт. Ее жалоба: попросила денег сделать себе зубы, а муж не дал. Раньше попросила дать маме деньги на ремонт квартиры - отказал. Муж говорит: работаю по 14 часов, зарабатываю прилично, у нас 2 машины, отдыхать ездим в Эмираты. Но с расходами - бардак. Вдруг за день до зарплаты жена просит 30 тысяч. Но у меня их сейчас нет. Я ответил - нет, а она обиделась. За что?! - рассказывает психотерапевт Иван Шабшин.
Чтобы справляться с трудностями, придется научиться вести диалог. Первое правило - говорить только о себе. Вместо: "Ты скряга, на мне экономишь" - "Мне обидно, когда ты не прислушался к моей просьбе, она была важна для меня".
Второе - решать только насущную проблему, не приплетая другие. Говоря о конкретных денежных обидах, не припоминать все прегрешения в браке за 20 лет. Третье правило - умение сопереживать другому. Банально, но попробуйте встать на место другого человека и посмотреть на проблему его взглядом.
Грамотное ведение семейного бюджета тоже решит многие проблемы. Кто-то предпочитает общий, кто-то раздельный. Первый вызывает меньше конфликтов. Помните, о семейной подушке безопасности - откладывайте 10 - 15% с дохода на сберегательный счет. Если случится непредвиденное и срочно понадобятся деньги, не возникнет ссоры, откуда их достать.
Вопрос - ребром
Не могу, завидую
"Завидую чужим деньгам. Не понимаю, почему кому-то достается всё, а кому-то ничего. Как перестать завидовать?"
Самый важный шаг уже совершен - вы признались, что завидуете. Многие маскируют это чувство под раздражение или снобизм а-ля "мне совсем не хочется - я выше этого". А все потому, что еще с детства нам внушали: завидовать - это очень плохо. Но само по себе чувство зависти может быть даже полезным. В правильной дозировке оно должно стимулировать человека получить желаемое. Разрушительным оно бывает, когда захлестывает целиком и перерастает в злобу на весь мир. В этом случае, зависть сигнализирует - вы не верите, что с вами может случиться что-то подобное, как с объектом зависти. А собственно, почему нет? Подумайте об этом.
"Не могу попросить деньги у кого-то. Иногда до зарплаты не хватает пары тысяч. Но не могу признаться в этом друзьям и попросить - стыдно. Иду за кредитом в фирму у метро - занимаю под проценты".
Можно поразмышлять, почему вам так необходимо "держать лицо" перед другими людьми? И почему в вашем окружении нет ни одного человека, которому можно показать себя уязвимым. Неумение просить денег или помощи - это страх, что все увидят вас неидеального, несовершенного. Хорошая новость: совершенных людей не существует в природе. Помогать другим людям - приятно, так укрепляются связи между людьми и образуется доверие. Не лишайте этого ни себя, ни ваших близких.
"Как добиться успеха?"
Прежде всего понять: а что для вас успех? Для кого-то это деньги, для кого-то - слава, а для кого-то - ощущение, что ты сделал мир лучше. Желательно, чтобы работа нравилась. Счастливый случай тоже никто не отменял. Но надеяться только на него - наивно.