Антикоррупционный суд - это наше все. Такой вывод можно сделать из кипящих вокруг него страстей. Без Антикоррупционного суда на нас недовольно фыркает Евросоюз, МВФ зажимает денежки, а Национальное антикоррупционное бюро плачет аки сирота малая, брошенная в толпу уголовников. И вот закон принят. Что нового он принесет в нашу жизнь, как и на чем скажется, разбиралась "КП" в Украине".
1. Кого будут судить
Высший антикоррупционный суд Украины станет вершиной треугольника, основой которой являются Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура. Таким образом будет создана замкнутая система, из которой взяточник или казнокрад точно не улизнет - так считают идеологи нового для Украины правового института. Но не всем нечестным на руку чиновникам суждено попасть в эту ловушку.
В компетенцию ВАКС входят дела, где предмет преступления или размер причиненного ущерба в 500 раз и больше превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Сейчас это около 900 тысяч гривен. Клиентами Антикоррупционного суда станут лица, которых берет в разработку НАБУ, то есть высокие государственные лица, судьи других судов, злоупотребляющие своей властью, влиянием и другими благами, которые дает приставка "вип". В ВАСУ также могут передать отвечающие его компетенции дела, которые ведут другие правоохранительные органы. Например, Государственное бюро расследований, которое создают с прошлого года.
Остальными коррупционерами, от которых стонет простой народ, будут заниматься обычные, надо полагать, коррупционные суды. В жизни большинства украинцев функционирование ВАКС ничего не изменит.
2. Кто будет судить
Требования к кандидатам в ВАКС выше, чем к обычным судьям. Претендент на почетную мантию должен иметь не менее 5 лет судейского стажа, не менее 7 адвокатского или научного. При этом за десять лет до подачи заявления на конкурс он не должен был работать в прокуратуре, органах МВД, СБУ и других всевозможных правоохранительных либо антикоррупционных органах. В течение пяти лет не пребывать в рядах трудовых либо других договорных отношениях с политическими партиями, не иметь представительских мандатов.
- Отыскать таких людей будет достаточно сложно, - считает бывший замгенерального прокурора Алексей Баганец. - Условия не совсем отвечают статье Конституции, где сказано, что для специализированных судов в общих требованиях можно изменить только два пункта. Здесь изменили больше.
Отбирать судей будет Общественный совет международных экспертов, то есть привлекут почетные умы из-за рубежа. Импортным экспертам оплатят перелет, проживание в Украине и на время работы обеспечат зарплатой около 7 тысяч долларов.
3. Какие льготы получат
Предполагается, что средние зарплаты судей ВАКС тоже будут колебаться в пределах 6-7 тысяч долларов. Кроме того, закон предусмотрел для антикоррупционщиков особый статус и усиленные меры безопасности.
Если обычный судья имеет право только на травматический пистолет, а охрану может просить, когда есть реальная угроза жизни, то судья ВАКС безусловно получает в распоряжение круглосуточных бодигардов. Личную охрану он вправе попросить также для членов своей семьи и близких лиц. Под последними обычно подразумеваются гражданские супруги.
Жилье судьи ВАКС оснащается охранной сигнализацией и "тревожными кнопками". Такое же оборудование могут установить в личном кабинете.
Бесквартирным судьям предоставляется служебное жилье.
4. Как будут работать
Высший антикоррупционный суд состоит из двух инстанций. В первой осуществляется судебное следствие по уголовному процессу и выносится приговор. Во второй слушается апелляция - приговор либо утверждается, либо изменяется, либо дело возвращается в первую инстанцию. Но поскольку мы имеем дело с формой "два в одном", между первой и второй инстанциями вряд ли будут большие разногласия.
Если осужденный продолжает брыкаться и кричать о своей невиновности, он может подать кассационную жалобу в Верховный суд Украины. Но приговор, как и в суде общей юрисдикции, уже будет считаться вступившим в законную силу.
Следственная и апелляционная инстанции будут находиться в столице, но в разных зданиях. Антикоррупционные судьи не могут обитать в одних стенах ни с какими другими государственными организациями. Поэтому в Киеве для ВАКС придется выделить два отдельных особняка.
5. Чего ждут
Нас похвалит Европа, МВФ даст транш, который, надеемся, превысит расходы на создание и содержание Антикоррупционного суда. Жить и питаться новый институт будет за счет государственного бюджета.
НАБУ и САП рассчитывают, что новый суд станет их верным союзником: вип-чиновники, против которых открыли дела, поползут в тюрьмы, а конфискованные у них средства потекут в государственную казну. Но если это и случится, то не завтра. На создание ВАКС потребуется минимум девять месяцев. Все уже открытые НАБУ против коррупционеров уголовные производства будут рассматриваться в обычных судах.
6. В чем риски
По мнению старшего научного сотрудника Института государства и права Николая Сирого, самый главный риск в том, что Антикоррупционный суд придется… ликвидировать. Недаром же его нет во всех развитых странах Европы, а есть в Уганде, Ботсване, Хорватии, Афганистане. То есть когда Украина реально, а не на словах, приблизится к Западу, нужно будет ставить вопрос об упразднении ВАКС. Не потому, что побороли коррупцию, а потому, чтобы войти в общепринятую систему права.
- Высший антикоррупционный суд - это решение на определенный исторический период, - говорит Николай Сирый. - Такой суд противоречит работе юридической системы, которая опирается на суды общей юрисдикции.
Второй риск политический: в треугольник НАБУ, САП, ВАКС могут попадать противники правящей системы. Хоть антикоррупционная Фемида позиционирует себя как полностью независимая от властей и страстей, она остается дамой гибкой.
7. Могут ли наказать
Судьи ВАКС такие же смертные, как остальные, и могут совершать грехи. Следовательно, и против них могут открывать уголовные производства.
Законом предусмотрено, что сведения в Единый реестр досудебных расследований по судьям ВАКС будет вносить лично генеральный прокурор. А расследование вести Государственное бюро расследований, которое, напомним, находится в стадии создания.