Монашество - это институт Церкви, на который человечество смотрит как на идеал исполнения евангельских заповедей. Порой можно услышать о монашестве, что это анахронизм, что-то изжившее себя еще в Средневековье. Но это поверхностный взгляд.
Ту духовную пользу для Церкви и общества, которую оказывали иноки, отрекшиеся от мира и взявшие на себя сугубый крест веры, тот подвиг, который несут они и сейчас в монастырях, тихих пустынях, шумных городах, далеких селах и приходах, трудно переоценить. И этот подвиг свидетельствует: пока существует наш мир, до тех пор монашество будет спасительной помощью для мира. Благодаря молитвенному подвигу монахов мир еще существует.
Путь монашеский, безусловно, труден, узок и тернист. И не каждому под силу. И наличие недоброжелателей монашества говорит не против самого института, а против конкретных людей, не устоявших перед искушениями, против тех, кто надел иноческие одежды и изменился внешне, но не стал иным внутренне. И, к сожалению, своей жизнью такие монахи не всегда свидетельствуют о святых обетах, которые были произнесены при постриге.
Оглядываясь в прошлое, можно сказать, что в далекие времена спасаться в ангельском чине было проще. В те времена было гораздо легче найти уединение, так необходимое монаху. Сегодня уединение едва ли возможно. Да и жизнь монаха более комфортна, чем раньше.
Афонский старец Иосиф Исихаст говорил, что "монахом нельзя стать в неге, монах должен быть оскорблен, осмеян, испытан; должен упасть, подняться, стать человеком. Подвижничество требует лишений".
Без должной ревности не стать хорошим монахом, как и не стать добрым христианином. Ревность о чистоте сердца, помыслов - обязательная и каждодневная работа и монашествующих, и мирян. Ревность должна быть с первых шагов, потому что если ее не будет вначале, то ее и не будет потом.
Пусть каждого из нас укрепит Господь нести свой подвиг и защитит от соблазнов мира, плоти и диавола. Пусть каждому из нас хватит сил хранить данные перед Богом обеты, от самых малых до самых больших. Пусть молитвенная помощь монашествующих укрепляет мирян в их непростом служении в миру, а деятельная помощь мирян поддерживает монахов в их ангельском служении следования евангельским идеалам.