"Ох уж эта мне интеллигенция!": Георгию Буркову исполнилось бы 85 лет

Сегодня исполнилось бы 85 лет Георгию Буркову. Народный не по званию, по сути, актер стал любимцем советских женщин.

Редкое застолье обходится без легендарной фразы героя Георгия Буркова из «Иронии судьбы»: «Я никогда не пьянею!» Фото: Кадр из фильма

"Ах, Бурков", - томно протягивают советские женщины и принимаются вспоминать.

Алкоголика-ретушера Петю из "Зигзага удачи", подсчитавшего: "На эти деньги ты можешь купить 3484 пол-литры, и остается 92 копейки на закусь". Или губошлепа в растянутом свитере из рязановского "Гаража": "Я за машину родину продал!". И конечно, собутыльника, закутанного в полотенце из "Иронии судьбы": "Паша, я никогда не пьянею"...

А потом еще, и еще, и еще - у Георгия Буркова ведь куча ролей в кино. Обаятельный, с помятым "всегдашним" лицом, он играл забулдыг и пьяниц, но при этом снискал славу Гамлета советского кино и стал, страшно-сказать, секс-символом.

Едва взглянув на Буркова, Эльдар Рязанов припечатал: у вас идеальная внешность спившегося интеллигента. Характеристика закрепилась так, что в других ролях актера уже никто не представлял. Само собой ему хотелось сыграть и Гамлета, и Дон Кихота… Но побороть образ алкоголика Пети из "Зигзага удачи" не получилось.

Да и надо ли было? Не получивший народного артиста по званию, он стал народным артистом по сути. Удивительно, как распределяются зрительские симпатии. В истории кино существовали и более сильные личности, талантливые актеры и обаятельные мужчины, которым, однако, не суждено было стать национальными героями. Так какой он, его характер?

В первую очередь - феноменальный везунчик. Не только Илье Муромцу можно было до тридцати лет лежать на печи, а потом пойти геройствовать. Любимое дитятко состоятельных родителей, Бурков выжидал до тридцати трех лет в родной Перми. Образования так и не получил. Четырежды поступал в театральные вузы. Четырежды не принимали: подводил пермский говор. Но если Людмила Гурченко свой харьковский прононс извела потом и кровью, то Георгию нужно было только подождать. Взрослым человеком сорвался, поехал в Москву, и неожиданно она ему покорилась. Москва ведь тоже женщина.

Женщины ему помогали, покровительствовали, оберегали.

"Я испытывала к нему нежную жалость", - признается жена, актриса Татьяна Ухарова. И даже на поездку в Москву его сподвигла женщина - московская журналистка, разглядевшая самородка и рассказавшая о нем режиссеру Борису Львову-Анохину. Кстати, режиссер, полюбивший Буркова "как отец своего дитя", ежемесячно платил самородку из провинции зарплату из своего кармана, пока не нашлось местечка в театре.

К юбилею актера в Перми переизданы его дневники с предисловием жены. Записи Буркова рисуют нам образ инфантильного прожектера. Бурков хочет стать актером, режиссером, писателем, создать свой театр, уйти в изгнание и путешествовать по России... Все это и трогательно, и грустно. Он, словно пиранделловский персонаж, бродящий в поисках автора.

Но - снова везение - Бурков нашел этого автора в лице Василия Шукшина. "Макарыч" увидел в нем своего хранимого богом героя. Потому и лучшие роли Буркова сыграны в шукшинских фильмах "Печки-лавочки", "Калина красная". "У него редкий талант: по-настоящему демократичный, понятный любому зрителю, а вместе с тем - умный и тонкий… Он памятлив народной мудростью, мудр народной мудростью… Чудо, что может такой актер, когда попадает на свою стезю", - писал о нем Шукшин.

Чувствовал ли он свою незаконнорожденность по отношению к театру? Может, потому злился в дневнике, может, потому старался быть лучше всех. И, возможно, поэтому часто был неблагодарен. "Пройдет время... и Доронина будет вспоминать,  что  играла со мной в одном спектакле. С гордостью". А однажды, вернувшись с репетиций в ночи, провозгласил жене: "Ну, что я говорил, я в белом, а ты в г...". Она не упрекала. Красавица, вдвое моложе, похожая на Ольгу Будину в лучшие годы, бросила все, стала Жоре второй матерью: "Я не занималась карьерой, а просто ходила за ним из театра в театр".

Такой он, герой. Нытик, страдалец, не борец, не трудяга, гарцующий не на белом коне, а на женщине, которая вечно будет в тени. Но вот парадокс. Сегодня на экране достаточно и мужественных, и красивых, и героев. А недотепы и философа Буркова нет. И потому скучают. И потому любят. За то, что вроде бы, как все, а между тем - единственный.