И снова подорожание
С середины лета кошельки киевлян в очередной раз похудеют: с 14 июля стоимость поездки в общественном транспорте планируют поднять до 8 грн.
При этом жителям столицы попытались "подсластить пилюлю", пояснив, что для киевлян будет установлена минимальная цена. По словам заместителя председателя КГГА Дмитрия Давтяна, пассажиры, которые пользуются проездными билетами и бесконтактными картами, при их пополнении будут платить за одну поездку от 6,30 грн, в то время как цена для гостей города будет составлять 8 грн за поездку.
Для экономистов ничего нового в этом сообщении нет, ведь подтвердилось то, о чем они говорили еще год назад: рост минимальной зарплаты неизбежно приведет к росту цен на проезд. Кстати, косвенно это подтвердили и в КГГА, сообщив, что полученные от повышения тарифа средства будут направлены на оплату подорожавших энергоресурсов и приближение заработной платы на предприятии до средних показателей в столице.
Давтян особо подчеркнул, что все тарифы "экономически обоснованы", ведь если учитывать все расходы, то проезд в метро должен стоить 8,27 грн, а проезд в наземном транспорте - 8,77 грн. Так что пассажирам, можно сказать, еще и навстречу пошли!
Коммунальный транспорт не должен быть прибыльным
По словам Андрея Мартынюка, вслед за общественным транспортом непременно подорожают и столичные маршрутки, причем не исключено, что они сработают на опережение. И их стоимость традиционно будет на 2-3 грн выше, чем в общественном транспорте – то есть минимум 10 грн.
Таким образом, нетрудно посчитать: теперь "счастливчики", которые добираются до работы тремя видами транспорта ("до метро", метро и "от метро") в день будут тратить минимум по 50 грн только на проезд. То есть в месяц выйдет 1100 грн, да и то при условии, что в выходные люди будут сидеть дома. Треть минимальной зарплаты!
Неужели городские власти, поднимая тарифы на проезд, не должны учитывать платежеспособность населения?
Разумеется, должны, говорит транспортный эксперт Василий Шевченко. Ведь при высокой стоимость проезда жители спальных районов, которым нужно добираться на работу несколькими видами транспорта, вообще никуда не поедут, если, скажем, они работают на минимальную и близкую к ней зарплату. Они останутся в своем микрорайоне, от безделья начнут совершать всякие глупости, в том числе и правонарушения, и в результате город от этой ситуации ничего не выиграет.
- Коммунальный транспорт и не должен быть прибыльным, - говорит эксперт. - Во всем мире основным показателем эффективной работы коммунального транспорта является не его экономическая целесообразность, а равномерное распределение трудовых ресурсов по технополису. Система городского транспорта должна максимально быстро и комфортно довезти человека от дома до работы и обратно – вот и все!
Что касается так называемого "экономического обоснования", то, продолжает эксперт, судя по имеющейся информации, управление осуществляется неэффективно.
- Возьмем тот же метрополитен, который действительно является дорогим транспортом, - говорит Шевченко. – Вагоны и комплектующие здесь покупают дорого и, видимо, по протекции, поскольку подвижной состав находится в ужасном состоянии. Рельсы не меняются, на некоторых участках они настолько изношены, что на них замедляется движение. Но рельсы сами по себе не изнашиваются, вместе с ними растет и износ колес, а, следовательно, снижается безопасность движения. Кроме того, с уменьшением скорости, растет количество людей в вагонах, и, следовательно, снижается комфортность поездок.
А киевлянам за снижение скорости и комфорта, вопреки всякой логике, придется платить дороже.