Ян Френкель написал "Русское поле" об украинской степи

Легендарная песня, написанная харьковчанкой и уроженцем казацкого края, зазвучала 50 лет назад в "Новых приключениях неуловимых".

Композитор вырос в небольшом городке Пологи Запорожской области. Фото: zurnalist.io.ua

Где-то за околицей Пологов

Высокий, немного сутулый, с "чапаевскими" усами и безумно талантливый - таким помнят поклонники легендарного композитора Яна Френкеля. Полвека назад, в 1968-м, в фильме "Новые приключения неуловимых" впервые широко раскинулось "Поле, русское поле…". Там же сам композитор сыграл скрипача. Фильм полюбился зрителям, а вместе с ним запала в душу и песня на слова харьковчанки Инны Гофф. 

Вот только русское поле на самом деле - украинское. Френкель вырос в небольшом городке Пологи Запорожской области. Там же полюбил музыку на всю жизнь. О малой родине Ян Абрамович всегда вспоминал с особой теплотой. О ней и написал свою любимую песню. 

Мелодию "Поля" композитор создал до того, как были написаны стихи. Причем музыкой передал все: и звенящий солнечный полдень, разлившийся над бескрайним полем, и радость от встречи с родиной, и пение степных птиц.

А вот в прославивших ее "Неуловимых…" песни Френкеля могли и не засветиться. Музыку к фильму должен был писать Борис Мокроусов. Но композитор успел написать лишь увертюру, как внезапно ушел из жизни. На его место пригласили Френкеля. Он вспоминал, что когда музыка к картине была уже готова, он паковал чемоданы и собирался на юг. Вдруг ему позвонил режиссер Эдмонд Кеосаян и сказал: "Срочно нужна еще одна песня". Композитор торопился, поэтому заморачиваться не стал. Вспомнил про недавно написанную им песню "Русское поле" и тут же переслал ноты режиссеру. В готовом фильме песня звучала из уст белогвардейского офицера Перова, после революции собиравшегося бежать из России. Песня пришлась как нельзя к месту, но использовать ее было шагом рискованным. В те времена "Русское поле" могло бы и не пройти преград - мало того что это просто русское поле, так еще и в фильме о нем поет белогвардеец…

И еще. Вдруг выяснилось, что уже есть песня с таким названием. Ее первоначальное название неожиданно попросил изменить один из коллег Френкеля. Композитор был не против, назвал свое творение "Поле". Вот только слушатели продолжали называть новый шлягер "русским". Песня Инны Гофф и Яна Френкеля настолько превзошла одноименного предшественника, что теперь о том никто уже и не помнит.

Первая запись песни была сделана в исполнении певца Юрия Гуляева и стала его "визитной карточкой". Позже ее перепели многие известные певцы: Лев Лещенко, Артур Эйзен, Марк Бернес, Евгений Беляев, Валерий Ободзинский, Иосиф Кобзон, Геннадий Каменный, Евгений Нестеренко, Дмитрий Хворостовский и даже Валерий Леонтьев.

Кадр из фильма "Новые приключения неуловимых". Френкель - в роли скрипача. Фото: kino-teatr.ru

Скрипка как "лекарство" от туберкулеза

По воспоминаниям дочери композитора, однажды Яна Френкеля принимала семья Юрия Гагарина. И в какой-то момент застолья отец первого космонавта поинтересовался у гостя - намекая на его еврейское происхождение: не сложно ли было вам, уважаемый Ян, написать песню о русском поле? Ян Абрамович ответил: "Не сложно. Ведь я писал о своей родине, которую очень люблю".

В официальной биографии маэстро указано, что родился он 21 ноября 1920 года в Киеве, а в Пологах провел детство. 

- У нас данных про композитора мало, - рассказали "КП" в Украине" в Пологовском краеведческом музее. - Официальных подтверждений, что Френкель - уроженец Пологов, нет. Хотя есть воспоминания старых евреев, которые помнили, как мальчик Ян бегал по Пологам со скрипочкой. 

Его отец был парикмахером, но всю жизнь увлекался музыкой. Самым священным предметом в их доме была скрипка. Абрам Френкель сам выучился играть очень поздно, профессиональным музыкантом ему уже было не стать. Поэтому, едва сыну исполнилось четыре, он вложил инструмент в детские руки. Говорят, правда, что не только из любви к искусству. Мальчик рос очень слабым, часто болел, врачи обнаружили у него туберкулез. И тогда отец нашел повод не пускать сына на улицу: по нескольку часов кряду заставлял Яна играть на скрипке. Позже композитор вспоминал, что если фальшивил, отец извинялся перед клиентом, медленно подходил к сыну, строго дергал за ухо и возвращался к работе.

Регулярное дергание за уши дало свой результат: к шестнадцати годам Ян вымахал под два метра, став широкоплечим, несколько, правда, сутулым юношей. Кроме того, очень талантливым: когда восьмилетнего Яна показали педагогу киевского музыкального училища, тот пришел в восторг от того, как чисто и чувственно играет сын парикмахера. И мальчика зачислили в училище сразу в третий класс, а семья переехала в Киев.

Где именно в Пологах жила семья парикмахера Абрама Френкеля - точных данных нет. После войны там остались мать Яна Абрамовича и его сестра. Вроде бы жили они в здании, где теперь пребывает пологовская мэрия.

Разобрали дом, чтобы поставить пианино

Уже будучи маститым и прославленным композитором, своим искусством Ян Абрамович до конца своих дней щедро делился с людьми, выступая на большой и маленькой сценах - и в крупном городе, и крохотном селе. 

- Помню, мы оказались в одном новом поселке, -  вспоминал его друг и поэт Игорь Шаферан. - Все уже сидели в зале, и тут только до нас дошло, что в клубе нет рояля. Кто-то подсказал, что в доме у одного из рабочих есть пианино, но, чтобы его вытащить, нужно разобрать стену. И пока мы с Яном Абрамовичем беседовали, часть дома люди разобрали и притащили пианино.

А когда в середине шестидесятых Ян Абрамович приехал в Пологи и как-то вечером заиграл на пианино, возле дома тут же стали собираться люди. Заметив это, Френкель попросил хозяев помочь ему пододвинуть пианино к окнам и устроил таким образом импровизированный концерт для земляков.