Писательница Лада Лузина: "Главным киевским вампиром был полковник Танский"

Какая чертовщина веками творилась в Украине и чертовщина ли это.

Опознать ведьму в писательнице Ладе Лузиной очень легко - у нее на шапочке об этом так и написано: witch. По-английски значит "ведьма". Хорошо хоть не bitch. Хотя, кажется, и в этой стороне женской натуры она тоже неплохо разбирается, если исходить из некоторых ее статей и рассказов.

- Официально сообщаю - я не ведьма, а писательница, изучающая народные традиции и легенды о киевских ведьмах, - сразу ставит все точки над И наша гостья.

Но говорить с ней мы будем о нечисти. Вернее, о забытых украинских традициях, которые трансформировались в умах современного обывателя в то самое знаменитое ведьмовство.

- Например, взять ведьминский шабаш. Самые известные проходят на Ивана Купала, праздник Брыксы и Зилот-день.  Женщины собирались без мужчин, рано утром шли на какую-то заветную полянку, пели песни и с приговором собирали определенные целебные травы и ягоды, - объясняет Лада. - Затем в огромном котле варили этот сбор, раздевались и купались сами. Звуки их вечеринок, доносящиеся до простых обывателей, и породили легенду о ведьминских шабашах.

Или вот еще одна народная традиция, из-за которой о женщинах пошла нехорошая слава. Ночью хозяйка раздевалась догола и трижды обегала грядку с подсолнухами или огурцами, чтобы они лучше росли. И никто не считал ее ведьмой и что она колдует. Просто рачительно заботится об урожае.

Лично меня эти истории Лады Лузиной и подкупают: у нее если обряд, то обязательно начинается со слов "разденьтесь догола". Сама она называет это Голыми днями.

- Начиная с Благовещения земля открывается, из нее исходит энергия, которую можно использовать как угодно. Например, в приворотных ритуалах, - гипнотизирует своими рассказами в стиле "Декамерона" собеседница. -  Девушка должна раздеться догола, сесть на навой (деталь ткацкого станка) или прялку и так объехать вокруг своего дома. А сестра или мать погоняют, приговаривая: сегодня на прялке - через год на палке. Понятно, что имелось в виду?

Похабную улыбку с моего лица Лузина стирает рассказом о другом способе киевлянок найти себе жениха. Любая девица могла сама посвататься к понравившемуся ей парню. И последний практически не мог ей отказать. Огромным грехом считалось дать девушке "гарбуза". Благодаря чему в древности даже самое распоследнее чучело имело шанс на семейную жизнь.

- Еще мне нравится традиция "гонять шулику", - добивает меня собеседница. - Отмечали его в первый день Петровского поста. Чтобы уберечь кур от коршуна, замужние женщины устраивали банкеты, на которых пьянствовали, танцевали и пели похабные песни. Этнографы описывают это как один из самых развратных праздников. Если туда попадал мужчина, то с ним делали все что угодно - издевались, его раздевали и гнали по улице.

Выслушав такое, перестаешь удивляться, что "мужские шовинистические свиньи" сжигали женщин на кострах. Хотя вру - у нас в Украине их топили. Но тут Лада меня разуверила: оказывается, наши предки к колдуньям относились весьма гуманно. Во-первых, хотя ведьм действительно судили, но, как показывают записи, не за сам факт колдовства, а за использование силы во вред. Например, украла с помощью магии молоко у чужой коровы. Во-вторых, подсудимой давали шанс возместить потерпевшему убытки и избежать сурового наказания. И иди себе колдуй дальше.

- Одним из самых серьезных ведьмовских преступлений считалось наслать засуху. В Благовещенье всем женщинам запрещается печь. Иначе они запекут дождь, наступит засуха, урожай не взойдет, придет голод и смерть, - поясняет Лузина. - Если дождь не идет и не идет, начинали искать ту клятую бабу, которая дождь запекла. Вначале все было мирно - поливали женщин водой. Кстати, поливальный понедельник на Пасху - рудимент обряда утопления ведьм. Если это не помогало - тащили баб в речку и купали их насильно. Если и потом дождь не пошел, начинали уже искать ведьму, которая сознательно дождь запекла и не отдает.

Отсюда мораль истории - важно найти горшок с запеченным дождем и его выпустить, а не завалить реку женскими трупами.

КСТАТИ

Стал Дракулой за грабеж церковного золота

В Киеве существовала своя развитая сеть вампиров, но они почему-то славились не укусами, а тем, что вызывали чуму и холеру. Эдакие средневековые распространители Зика.

Самым известным киевским вампиром слыл полковник Антон Танский. Человек весьма и весьма богатый. Историю о нем записал его правнук.

Однажды отправились монахи со святого Афона по Украине собирать пожертвования для монастыря, дошли до Танского. Тот подарил им полный бочонок червонцев, предоставив также свой дом для хранения всего собранного. Но скупость одолела Танского - жаль ему стало своих червонцев, завидно было смотреть и на собранные богатства монахов. Приказал тогда полковник слугам утопить монахов в Днепре и овладеть их имуществом. Но один из паломников спасся и рассказал обо всем архимандриту. Тот прибыл в Киев, злодей от всего отпирался. Архимандрит наложил на полковника проклятие: "За то, что Антон Танский погубил невинные души, утаил церковные деньги, земля не примет его; добро его, приобретенное неправдою - исчезнет, яко воск от лица огня, перейдет к чужим людям и род его изведется".

Спустя время, так и не покаявшись, душегуб скончался. И вот каждую ночь из гроба стал вылезать старый полковник: борода по пояс, глаза горят огнем, в руке булаву держит и гуляет, пока петухи не запоют. Тогда страшно застонет и снова ложится в гроб.

Сыновья полковника позвали Печерского архимандрита и раскопали могилу отца. Танский лежал там, словно живой: у него выросла борода и отросли ногти. Сыновья пробили своего покойного отца осиновым колом, после чего он перестал бродить по ночам.

В ТЕМУ

Летала ли на Троещину булгаковская Маргарита?

По одной из версий, знаменитый шабаш ведьм из романа "Мастер и Маргарита" проходил на месте нынешней киевской Троещины. Лада Лузина считает это правдой лишь отчасти.

- В романе говорится: став ведьмой, оседлав метлу, Маргарита летит не на соседнюю улицу Москвы, где происходит бал Воланда, а куда-то далеко за город, пролетает неизвестно сколько, прилетает в какое-то место, где есть речка или озерцо, водят хоровод русалки, и ее встречает черт. Однозначно, что она летит в Киев. Маргарита именно украинская ведьма, потому что до Булгакова ни в литературе, ни в легендах русских нет ведьмы, летающей на метле. Яга, например, летает в ступе. Согласно абсолютно всем легендам, записанным в Украине, правило одно - чтобы стать настоящей ведьмой, ты обязана слетать в Киев на Лысую гору.

Вопрос только - на какую? В Киеве четыре официальные Лысые горы, легенды о которых существует более 300 лет. Из них одна-единственная на левом берегу Днепра. Именно там мог проходить обряд черных крестин - раскрещивания, потому что на правом происходило крещение киевлян. А Маргарите перед посещением бала надо раскреститься.

Вот только сам Булгаков Лысой считал только гору на Выдубичах и упоминал в своих произведениях только ее. Во времена писателя легенды окружали Девич-гору. Там в то время проходили казни, происходили какие-то страшные вещи. Там же река Лыбидь впадает в Днепр, а это место, где обитают киевские русалки.

СПРАВКА "КП"

Лада Лузина

Настоящее имя Владислава Кучерова. Родилась 21 октября 1975 года в Киеве. Украинская писательница, журналистка, театральный критик. Автор цикла романов "Киевские ведьмы".

Сейчас в печати вышли две ее новые книги "Волшебные традиции украинок" и "Невероятный Киев Лады Лузиной".