Обходчик вагонов - второй Моцарт?

Вагонник Николай Олейник своему напарнику: - Учись, студент! Проверяй на совесть!

«Старожилы» есть во всех профессиях. Они - особая гордость для любого предприятия и организации. «Комсомолка» разыскала самого старого «вагонника» станции Киев-Пассажирский, чтобы разузнать тайны его работы.

Обходчик в рыжей жилетке - не простак

Николай Олейник ездит на работу из Нежина и проверяет вагоны на станции Киев-Пассажирский уже 16 лет. Он - самый старый сотрудник, выявляющий неисправности тележек и колес постукиванием молоточка и специальным штангенциркулем. За время своей работы он узнал столько секретов центрального вокзала страны, сколько неизвестно, наверное, больше никому.

- По материалу, из которого делают колеса, по классу локомотивов, везущих поезда, сотрудники вагоно-ремонтного депо могут судить об экономическом состоянии стран! Дороги - это визитные карточки государств, - уверяет Николай Михайлович.

Через час общения с вагонным обходчиком становится ясно, что он здорово разбирается не только в колесных парах и тележках железнодорожных составов, но и во многих политических, экономических вопросах. Простаков тут нет. Многие из вагонников с высшим образованием, в том числе консерваторским, ибо от музыки колес - зависит безопасность движения. Обходят вагоны и практиканты последних курсов Железнодорожной академии.

«Здоровье» поезда можно определить по звуку

Николай Михайлович объяснил, что входит в его обязанности.

- По прибытии поезда вместе с напарником обхожу состав и стучу молотком по крышке букса.

- А что такое «букс»?

- Букс - это, просто говоря, деталь между колесами и вагоном. В корпусах букса - подшипники. Если крышка букса дала двойной звук - значит, разболталась гайка, подшипник может рассыпаться, колесная пара отсоединится от тележки и произойдет сход вагона с рельсов!

- Такое часто может случаться?

- Нет. Этого практически вообще не может произойти. Каждые полгода колесные пары проходят техническую ревизию. А через год - годовой осмотр. На крышке ставится дата. Все проверено и надежно. Мы стучим лишь на всякий случай.

- А какие бывают ЧП?

- Вот недавно в Дарнице сошел с рельсов товарный поезд. Говорят, что причина - в гребнях колес. Если это так, то могло случиться только из-за того, что машинист превысил скорость на стрелочных переводах. Вот гребни и постирались, а то и откололись. То же самое на поворотах - поезд может пойти под откос! Товарняки и электрички вагонники не «обстукивают» на станциях. Их смотрят только в депо. Мы наблюдаем за пассажирскими составами.

Спец зоркий, как орел  

- Не скучновато ли вам молотком-то стучать?

- Нет! Это, брат, целый космос. Не думай, что все так просто. 

- А слух вам проверяли?

- Проверяли и слух, и зрение. Вагонник - второй Моцарт, чтоб ты знал. Должен слышать хорошо. И в очках вагонников не встретишь. Они зоркие как орлы.

- Почему при ударе молотком звук всегда разный?

- Различная степень износа и нагревания колес. После крышки букса мы ведь переходим к датчику нагревания. Если случится перегрев, датчик выбьет. Этот «перегиб» может пустить поезд под откос. 

- Вам, наверное, тяжело зимой работать. Холодно...

- Наоборот. Лучше зимой, летом - жара, тяжело. Кстати, летом колеса по отечественной железке ездят совсем другие, не те, что в стужу. Чугун ведь очень подорожал. На лето ставят колеса из композиции металлов, заменяя чистый чугун. Экономия… 

Кучму высадили из поезда раньше времени

- А курьезы у вас случались?

- Да. Был один. С бывшим президентом Кучмой. Ну и смеху было - за животы держались! В первый раз пустили новый скоростной поезд Киев - Харьков. Кучма решил на этом поезде из Харькова в столицу прокатиться. Он вообще уважал железную дорогу. При нем было много детских поездов - оздоравливали детей. Сейчас гораздо меньше возят детей. Так вот, мы принимали тот поезд из Харькова на 14-м пути. Что было! Навешали шариков, постелили ковер, построили детей, собрали оркестр. Впервые за все время нам, вагонникам, выдали форму железнодорожников. Стоим как засватанные - Кучму ждем. Приезжает поезд. Оркестр гремит, дети флажками машут. Да только мы, вагонники, понимаем, что никакого Кучмы в поезде нет и быть не может. Был. Но теперь уж точно нет.

- Как это? 

- Приезжает состав, колесами гремит. Мы поняли - в поезде не испытаны тормоза. Колеса новехонькие, а тормоза не налажены. Это же все электроника, с локомотивом, с пультом управления машиниста связано. Надо отработать, чтобы тормоза не гремели и не дергали поезд. А тут впопыхах не успели. Детям раздали шарики, отпустили. А вечером по телевизору смотрим - Кучма сначала ехал-ехал в новом поезде, а потом вдруг захотел выйти в поле посреди Полтавской области, сошел с аграриями пообщаться. Как мы хохотали! Мы-то знали, в чем дело было…

ЦИФРА

72 человека по сменам обходят вагоны на станции Киев-Пассажирский. 2500 грн. - их оклад. 

1500 - приблизительно столько вагонов закреплено за парком Киев-Пассажирский.