С начала этого года в Украине все чаще звучат призывы к расторжению Большого договора о дружбе и сотрудничеству между Украиной и Россией. Это вызвано тем, что осенью 2018 года наступит срок решения его дальнейшей судьбы – либо денонсация, либо автоматическое продление.
В украинском МИДе сделали ряд заявлений о необходимости его денонсации и была начата подготовка к этому процессу. Но сейчас позиция несколько поменялась. Замминистра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль заявила, что МИД не планирует разрывать договор о дружбе с Россией, а просто не будет его продлевать.
"Мы не выступаем за разрыв такого договора, мы выступаем за то, чтобы не продолжать действие этого договора на следующие 10 лет, поскольку изменились обстоятельства отношений Украины и РФ. Эти обстоятельства требуют новых подходов к договорной базе", - заявила она.
Но дело в том, что в самом Большом договоре нет такой формулы "не разрывать и не продлевать". 40-я статья этого документа гласит, что его действие автоматически(!) продлевается на последующие десятилетние периоды, если ни одна из сторон не заявит другой стороне о своем желании прекратить его действие путем письменного уведомления не менее чем за шесть месяцев до окончания очередного десятилетнего периода. То есть нежелание продлевать действие Договора, фактически и является его денонсацией.
Но если Украина пойдет на такой шаг, то это создаст для нее определенные угрозы. В договоре подтвержден украинский статус Крыма и отказ от этого документа даст возможность Москве заявить, что Украина отказалась и от полуострова.
Вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе так и пояснила, что Большой договор с Россией до сих пор действует, потому что в нем признается территориальная целостность Украины.
Наверное, поэтому в украинском МИДе и была придумана формула - "не продлеваем и не разрываем". "Не продлеваем" - для внутреннего пользования на время президентской кампании (президент Порошенко не намерен его продлевать), а "не разрываем" - для западных союзников, которые настроены на компромиссе с Россией.
Но и России также не выгодна денонсация Большого договора, так как он создает иллюзию отсутствия конфликта с Украиной. А если его расторгнут, как того требуют некоторый российские ура-патриоты, то это юридическим подтверждением конфликта с Украиной.
Мнение эксперта
Константин Грищенко, экс-министр иностранных дел Украины
- "Не продление" договора – это еще не денонсация, хотя результат тот же. Договор фактически прекращает свое действие. Денонсация предполагает более широкий спектр действий – нужно идти в парламент и убеждать депутатов поддержать разрыв договора. А его "не продление" избавляет от такого шага - просто не продлили и все.
Украинская власть хочет избежать самого слова "денонсация" в глазах западных союзников, чтобы избежать обвинений в лишнем обострении отношений с Россией. Эта формула позволит также избежать обвинений в адрес Киева в одностороннем разрыве Договора. А кроме этого, это может стать лишним козырем в международных судах, что не Украине нарушила договор, а Россия. Но даже при этом Киев не денонсирует Большой договор, а только приостанавливает его.