Самая популярная социальная сеть попала в центр скандала из-за сбора и использования персональных данных своих пользователей. Facebook подозревают в халатности или небрежности при защите приватных данных 50 миллионов своих пользователей. Тут же возникло много вопросов о том, были ли использованы эти данные, чтобы повлиять на исход президентских выборов в США в 2016 году.
Любой интерес - повод для рекламы
Просто вдумайтесь: пока мы безобидно ставим лайки под понравившимися постами, репостим новости и оставляем комментарии, все это собирают, анализируют и используют в своих целях. Именно эти данные и привлекают рекламодателей и являются главным источником дохода компании. Для этого Facebook необходимо очень точно распределить людей по категориям. Здесь играет роль каждая мелочь - возраст, пол, семейное положение, город проживания и интересы, все это лежит на поверхности - мы ведь сами заполняем анкету. Но Facebook учитывает еще, какое устройство вы чаще используете для входа в сеть - ПК или смартфон, какой вид интернет-соединения - например, 3G, каким браузером пользуетесь и какой операционной системой. Все до мелочей собирается и анализируется.
Проверить это можно так: в верхнем правом углу нажать значок треугольника. Затем кликнуть "Настройки". В левом углу найти "Реклама" и перейти на нее. И - вуаля: подборка рекламы, подходящей под ваш аккаунт, основанная на лайках, постах, друзьях, отмеченных местах и даже на том же взаимодействии с рекламой на Facebook, плюсом подтягиваются сюда и ваши запросы из других сайтов: искали пылесос в Гугле, так теперь реклама пылесоса будет у вас в ленте новостей еще какое-то время.
И это лишь те данные, которые Facebook открыто показывает, которые можно собственноручно проверить и даже отредактировать. Но это далеко не все козыри в рукавах глобальной социальной сети.
|
Проверено на себе
Проверяю свою страницу. Вкладка "Ваши рекламные предпочтения" разделена на 4 раздела.
- В первом - "Ваши интересы" - перечислены рекламные настройки в соответствии с предпочтениями пользователя в сфере развлечений, профессиональных и спортивных интересов, посещаемых мест, а также семья, образование, хобби и образ жизни. Тут же сам Facebook объясняет, что большая часть информации собирается из рекламы, на которую юзер уже нажимал, страниц, которые комментировал или лайкнул.
- Если во вкладке "Бизнес и индустрия" еще предпочтения совпали, то "Хобби и увлечения" Facebook не угадал - выдал, что я очень люблю автомобили и почему-то именно BMW5, а еще вечеринки, на которые я не то что не хожу, но даже не кликаю. Тут же бонусом мне приписали любовь к птицам, хотя опять-таки не отличаю голубя от цесарки.
- "Реклама, с которой вы взаимодействовали". Здесь проще - раздел детализирует, какая реклама имеет мою контактную информацию, на какую рекламу я нажимала и какие рекламные сайты посещала. Ну и тут пролет: судя по данным Facebook, я уже прикупила у японцев шлем для погружения в виртуальную реальность и даже не один.
- "Ваши данные" имеют два раздела. В одном - та информация, которую указывает сам пользователь - семейное положение, работа, должность, образование и интересы. А во втором представлен перечень категорий рекламы, к которым вас отнесли, основываясь и на информации Facebook, и из других источников.
Так я оказалась "вовлеченным покупателем". Это, судя по всему, означает, что на прошлой неделе я что-то заказала себе из интернет-магазина, причем не относящегося к социальной сети. Видов этих категорий очень много: половина нашей редакции оказывается "частыми путешественниками", "любителями американского футбола" и "миллениалами", один человек - "новобрачная - 1 год". И теперь стало понятно, почему выскакивает постоянно реклама детских колясок (это при том, что человек даже не интересуется этой категорией товара).
- "Настройки рекламы" дают выбор убрать или оставить присылаемую вам рекламу в ленте новостей в соответствии с "интересами" как в самом Facebook, так и в других приложениях и сайтах, не принадлежащих этой соцсети. Но тут есть один момент: даже если пользователь удалит все настройки и информацию, удобную для рекламодателей и хранящуюся в Facebook, полностью от рекламы отделаться не сможет - она просто станет стихийной, но по-прежнему будет в ленте новостей. Единственный выход раз и навсегда сорваться с крючка - полностью удалить свой аккаунт из Facebook.
Кстати
Два способа сказать "досвидос"
Вот два способа удалиться из соцсети: один - "сложный и навсегда", другой - на случай, если вы хотите иметь возможность передумать через какое-то время.
Если вы хотите "прикрыть" свой аккаунт на время, чтобы потом его восстановить позже, вы можете деактивировать его. Зайдите в настройки аккаунта и кликните "Деактивировать аккаунт". Это действие мгновенно сделает ваш аккаунт невидимым для других пользователей социальной сети. Если вы когда-нибудь решите восстановить свой аккаунт, его реактивация так же проста, как и деактивация.
Если же вы задумали полностью удалить свой аккаунт, то в этом случае придется подать запрос на рассмотрение администрации Facebook. Самое интересное заключается в том, что сразу ваш аккаунт удален не будет, и если до момента фактического удаления вы зайдете на Facebook и разнообразными способами будете проявлять свою активность на ресурсе, ваш запрос на удаление аккаунта не увенчается успехом. Здесь можно посоветовать "разлогиниться" с мобильного телефона (удаление сохраненных паролей также будет отличной идеей предотвращения случайного входа в систему).
Точных данных о том, в какой срок ваш аккаунт будет удален, не существует, однако есть неофициальные цифры - 14 дней. На всякий случай лучше всего подождать месяц перед попыткой "залогиниться" и убедиться в том, что аккаунт действительно удален.
В тему
Не забудьте создать архив
Если вы решили удалить свой аккаунт раз и навсегда, но чувствуете, что будете скучать, есть возможность получить весь архив своей страницы из Facebook ну или просто проверить, что соцсети известно о вас на сегодняшний день.
- Нажмите на стрелочку в верхнем правом углу страницы.
- Выберите "Настройки".
- В разделе "Общие настройки учетной записи" нажмите "Загрузить копию своих данных на Facebook".
- Затем нажмите "Создать свой архив".
- Введите пароль от своего аккаунта.
- Facebook отправит ссылку на скачивание архива на почту, которую вы указали при регистрации аккаунта.
Это займет какое-то время, но в моем случае понадобилось примерно полчаса.
- Когда вам придет письмо, переходите по ссылке.
- Facebook предложит скачать архив с вашими данными.
И все! Перед вами документы, в которых собрана вся информация о вас с серверов Facebook. Фото, видео и картинки - это не так шокирует, но зачем им все мои смайлы, которые я отправляла, или перечень приглашений на мероприятия, на которые не пошла (и ведь знают, что не пошла, откуда-то). Плюс все фото, которые получала и отправляла, а также ссылки и комментарии друзей.