"День рождения Баха и эксперимент с оркестром"
Фестиваль проводится во второй раз, но в этом году он получил другое название и обрел впечатляющие масштабы отнюдь не городского события. За 16 дней на фестивале состоялось 7 очень серьезных по программе и исполнителям концертов в залах Харьковского национального академического оперного театра (ХНАТОБ) и Харьковской филармонии, которые поддержали KharkivMusicFest всеми своими ресурсами. Обе эти площадки заслуживают отдельного разговора. ХНАТОБ – это самая большая театральная сцена в Украине, которая считается второй по величине в Европе. А новый органный зал Харьковской филармонии, который открылся в 2016 году, может запросто войти в топ лучших залов мира по своей великолепной акустике, дизайну и звучанию лучшего в стране органа.
На этой базе организаторы и продемонстрировали зрителю все многообразие и разножанровость классики, включив в программу симфонические произведения украинских, европейских и американских композиторов в исполнении солистов и дирижеров мирового уровня из Австрии, Германии, Польши, США и Украины.
"Пламенным мотором" всей этой фестивальной роскоши является известный по обе стороны Антлантики пианист Станислав Христенко, который, не смотря на свою молодость, достаточно именит - он победитель многих международных конкурсов, имеющий сегодня серьезный ангажемент на Западе, а также обладатель почетного звания SteinwayArtist, ( Steinway - всемирно известная компания-производитель фортепиано – прим. Авт.). Не смотря на свою удачную зарубежную карьеру Христенко очень деятельно занимается в родном Харькове развитием культурной жизни. Минувшей осенью он представил зрителям первый в городе камерный оркестр (Станислав Христенко практикует также как симфонический дирижер), ну а в марте подарил городу KharkivMusicFest. По его инициативе на фестиваль были приглашены исполнители, которые выступают на самых престижных мировых сценах, а также был создан уникальный Фестивальный оркестр солистов. 28 музыкантов-виртуозов, играющих в ведущих оркестрах страны, съехались в Харьков, чтобы почтить талант немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха в его 333 день рождения (концерт состоялся в Харьковской филармонии 21 марта).
-Харьков сегодня объединяет всю Украину, - гордо заявил Станислав Христенко по поводу Фестивального оркестра. – Сама идея подобных сборных коллективов не нова для Европы, но для нас это эксперимент. Ну, а кроме того, идея объединить творческих людей из разных регионов страны на почве вечных ценностей – эта идея сегодня как никогда актуальна.
"Вокзал, цыгане и Шевченко"
Как арт-директор фестиваля Станислав Христенко не ограничился лишь классическими концертами, как говорится, для узкого круга. У KharkivMusicFest оказалась достаточно сильная социальная программа, в рамках которой состоялись концерты для людей с инвалидностью, встреча-концерт с воспитанниками интерната для незрячих детей, а также мастер-классы музыкантов для учащихся общеобразовательных школ районов и учеников музыкальных учебных заведений.
Организаторы феста, придумывая программу, руководствовались тем, что классическая музыка не всем доступна и понятна, поэтому ее презентация должна была проходить в разных формах, каждая из которых – это попытка зацепить, задеть чьи-то душевные струны, для того, чтобы обратить в свою веру еще и еще одного. Когда в рамках проекта "Art&Piano: Грай Яскраво" на одной из станций харьковского метрополитена установили разукрашеное художниками пианино, это выглядело как вызов. Представьте себе – с эскалатора к турникетам стремиться темная безликая толпа. И по пути своего следования все наталкиваются на голубенькое пианино, на котором профессиональный пианист играет Баха и джаз. Толпа проходит мимо, но чудо, - отдельные лица неожиданно из нее выпадают и идут "на Баха", как на дудочку. Слушают, явно наслаждаются: "Оказывается, это красиво". Еще бы, ведь это факт, что при прослушивании классики в организме выделяется гормон счастья дофамин. Выходит, чтобы получить удовольствие, нужно перестать быть частью толпы. И если тебе повезет и однажды академическая музыка "зайдет" в тебя, потом ты всю жизнь будешь к ней тянуться. Именно поэтому цветные пианино, как ловушки душ, были расставлены по всему Харькову – их можно было встретить на рынке и в торговом центре, и в аэропорту. Очень трогательный концерт с участием одного такого инструмента состоялся в зале ожидания на Харьковском жд вокзале. Хор мальчиков Amadeus cпел в холодном звенящем пространстве зала четыре произведения известных композиторов конца ХХ начала XXI века. Зрителями этого концерта были пассажиры с чемоданами, журналисты, пару залетных цыганок с детьми на руках, ну, и сам Тарас Григорьевич Шевченко, который одобрительно поглядывал на хор с нарисованной на стене гигантской фрески.
- Sa-а-nctus, - пели мальчишки и их голоса терялись где-то в вышине зала, который обнаружил вполне приличную аккустику. И ничего, что пение периодически прерывал голос диспечера вокзала, люди слушали пение очень внимательно.
"Меценаты и амбиции"
Оценивая программу KharkivMusicFest понимаешь, что его проведение – это очень дорогое удовольствие. Увы, да, чтобы создать что-то по-настоящему важное и хорошее, в три копейки не уложишься. Хотя некоторые творцы умудряются получать солидные бюджетные деньги и создавать пшик. Но это не про KharkivMusicFest. Деньги здесь вложены негосударственные и эта одна из причин, почему все они вложены в дело. Правда, добиться от организаторов цифр бюджета нам так и не удалось.
-Такой фестиваль – это дорого, ни одно мероприятие не окупается, - говорит гендиректор фестиваля Игорь Тулузов и поясняет, что многие вещи стали возможны только благодаря меценатам, состоятельным людям, которые захотели, чтобы в Харькове появился серьезный международный музыкальный фестиваль.
-Меценатство, как общественная тенденция в Харькове очень позитивная, - продолжает г-н Тулузов. - В Украине в целом есть определенная потребность в меценатстве, как в социальной ответственности. И есть перелом в отношении к культуре в целом. Что же касается KharkivMusicFest, то меценаты в нем очень заинтересованы, им нравится, что его события выходят за рамки сцены и проходят по всему городу.
По поводу меценатства высказался и президент фестиваля Президент фестиваля Сергей Политучий
-Ныне в Харькове продолжается важный исторический этап – возрождение традиций меценатства – говорит г-н Политучий. - Социально ответственный бизнес начинает активно поддерживать культурные инициативы. Именно такой инициативой стал Kharkiv Music Fest, который расширяет рамки обычного классического фестиваля благодаря уникальным мультижанровым концертам на нестандартых концертных площадках, беспрецедентным просветительским и социальным программам при участии музыкантов со всего мира.
Президент фестиваля рассказывает, что это событие организаторы готовили 4-5 месяцев и "всю жизнь". И добавляет, что рамки просто харьковского фестиваля организаторов не устраивают.
- У нас амбиции, - многозначительно произносит Сергей Политучий. - Мы хотим чтобы все поезда каждый год в марте везли украинцев в Харьков на фестивальные концерты.
Журналисты поинтересовались у президента Kharkiv Music Fest, почему фестиваль решили делать без делегирования минкульта и без советов чиновников из госструктур.
-Я 27 лет занимаюсь бизнесом и практически никогда мы не имеем дела с госструктурами, - поясняет Сергей Политучий. - Играть с государством по моральным нормам невозможно, а неморально – тяжело для себя. Второе, мы до сих пор живем в Советском Союзе и все, что Украина имеет за 25 лет, – это не благодаря государству, а вопреки. Я считаю, что современные харьковчане должны содействовать наполнению гордого звания культурной столицы современным содержанием. Потому я и здесь.
Сегодня Kharkiv Music Fest финиширует большим концертом-закрытием "Европейская феерия", в котором будут звучать Станкович, Шопен и Лютославский. Оркестром ХНАТОб будет дирижировать польский дирижер Томаш Бугай, а солировать будут музыканты из Австрии и Германии. И это ли не ярчайший пример того, что музыка всех объединяет.