На этой неделе президент Украины Петр Порошенко подписал закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог”, принятый Верховной Радой в конце февраля. Так же Кабмин утвердил Государственную целевую программу развития дорог на 2018 - 2022 годы. Руководитель "Укравтодора" назвал ее "первым масштабным пятилетним планом". КП в Украине решила разобраться, чего ждать украинским водителям в ближайшее время.
Что такое концессионные дороги?
Согласно пояснительной записке к закону, который подписал президент, концессионные дороги – это дороги более высокого качества, которые отвечают высоким стандартам, поскольку главным для пользователей этих дорог будет качество и скорость движения. Такие дороги строятся для сокращения и выпрямления маршрута в обход населенных пунктов и соединяют два населенных пункта непосредственно, сокращая путь на 50-100 км, в следствие чего уменьшатся затраты на топливо и экономится время в пути.
Между тем, законом Украины “О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог” указано, что решение о строительстве и/или эксплуатации автомобильных дорог на условиях концессии принимает Кабинет министров Украины на основании технико-экономического обоснования, однако не определено, что именно должно быть указано в таком решении. Кроме того, законом не предусмотрено предоставление концессионеру компенсаций при недостижении фактической интенсивности движения и при недополучении дохода.
Кроме того, что концессионер может брать деньги за проезд по своей дороге, эта компания сможет зарабатывать на своей придорожной инфраструктуре: заправках, СТО, кафе, кемпингах и так далее.
Где их построят?
На сегодняшний день в Укравтодоре говорят, что инвесторам будут представлены несколько вариантов для потенциальных инвестиций. И первая из них будет дорога Львов-Краковец.
- Для дороги Львов - Краковец уже готова проектная документация и в этом году надеемся провести первые переговоры с потенциальными инвесторами. – заявил глава ведомства Славомир Новак. - Для других проектов сейчас разрабатывается технико-экономическое обоснование или готовится проектная документация".
На сайте "Укравтодора" говорится, что концессионными могут стать следующие новые дороги:
- Большая окружная дорога вокруг столицы (на первом этапе предлагают построить участок для объезда города Борисполя или участок, который соединит трассы Киев - Чоп и Киев - Одесса, чтобы не нужно было заезжать в столицу);
- Платная дорога на участке Киев - Белая Церковь (это будет новый участок, который пойдет в объезд сел, через которые идет нынешняя трасса Киев-Одесса);
- Продолжение дороги Киев - Чоп на участке между Львовом и Ужгородом;
- Северо-Восточный участок окружной Львова;
- Мост через Дунай.
Ранее эксперты говорили, что в Украине есть 4-5 интересных направлений, которые могут быть интересны инвесторам. Скорее всего речь будет идти о небольших участках дорог длинной 50-100 км, которые смогут спрямить неудобные объездные маршруты. Строительство первых концессионных дорог планируется начать в 2019 году.
Сколько будет стоить проезд?
Что касается стоимости проезда по таким платным дорогам, то ее пока не озвучивали. Ранее эксперты ранее называли предполагаемые цифры – около 9 евроцентов или 3 гривен за километр по нынешнему курсу.
Что будет с бесплатными дорогами?
Их обещают начать масштабно ремонтировать. Причем вместо ямочного и текущего ремонта обещают делать капитальный ремонт дорог.
- Мы постепенно планируем отходить от текущего среднего ремонта и осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию и новое строительство" - заявил Славомир Новак. - Планируется, что с 2020 года текущий средний ремонт станет историей, а ямочный ремонт будет только аварийным и будет выполняться в исключительных ситуациях.
При этом в ближайшие пять лет выполнения ремонтов по маршрутному принципу будет осуществлен работы по основным направлениям международных коридоров.
На сегодня планы по ремонту такие:
- М-09 Тернополь - Львов - Рава-Русская - 83 км;
- М-05 Киев-Одесса - 130 км;
- М-03 Киев - Харьков - Довжанский - 370 км;
- М-04 Знаменка - Луганск - Изварино - 92 км;
- М-12 Стрый - Тернополь - Кировоград - Знаменка - 428 км;
- М-19 Доманово (на пл. Брест) - Ковель - Черновцы - Тереблече - 276 км;
- М-21 Выступовичи-Житомир - Могилев-Подольский - 238 км;
- М-14 Одесса - Мелитополь - Новоазовск - 237 км.
Сколько на это потратят средств?
За пять лет планируется потратить на ремонт и строительство дорог почти 300 млрд грн. Казалось бы, огромная сумма. Но если посмотреть разбивку по годам. То окажется, что денег не так уж и много.
В 2018 году на дороги направят более 34,9 млрд грн. Для сравнения, в прошлом году было потрачено столько же. В 2019 году сумма вырастет до 45,1 млрд грн, но часть средств будет съедена инфляцией, поэтому объемы работ вырастут не сильно.
В 2020 году потратят 69,9 млрд грн, в 2021 году - 72,7 млрд грн, в 2022 году - 77 млрд грн. Как видите, денег потратят много, но сколько будет сделано дорог с учетом инфляции, сейчас сказать сложно.