Несмотря на очистку банковской системы Украины, в отечественных финучреждениях до сих пор все не очень гладко. На это даже обращают внимание западные кредиторы.
Взгляд со стороны
Так, глава представительства Всемирного банка (ВБ) в Беларуси, Молдове и Украине Сату Кахконен в интервью изданию "Новое Время" рассказала о мошеннических схемах украинских банков.
"Что касается банковского сектора, обычные люди возможно не осознают, насколько в этой сфере было распространено мошенничество. Были те, кто собирал депозиты у людей и клал эти деньги себе в карман или выдавал в виде кредитов собственным компаниям и связанным лицам. Значительная часть этих денег осела на Кипре и в офшорах", – сказала она.
По словам Кахконен, сейчас важно сделать так, чтобы банки вели свой бизнес честно, кредитовали домохозяйства и компании по разумным ставкам.
Кроме того, глава представительства ВБ также напомнила о том, что в банковском секторе Украины очень высокий уровень неработающих кредитов.
"Доля плохих кредитов в Украине составляет более половины от общего портфеля. А это приводит к тому, что банки не повышают свои кредитные ставки, так как риски невозврата велики. Поэтому уровень закредитованности частного сектора очень низкий. Мы тесно сотрудничаем с Национальным банком и Министерством финансов, чтобы решить проблему плохих кредитов", – объяснила она.
"Это попытка вернуть деньги. Фонду гарантирования вкладов переданы значительные активы, и ими можно хорошо распорядиться, чтобы вернуть деньги в систему", – заключила Кахконен.
В чем суть схемы
Кредитование связанных лиц – это не проблема последнего времени. Наоборот, большинство банков в Украине создавалось именно для этого. То есть, деньги клиентов использовались для выдачи кредитов компаниям, которые принадлежат акционерам банка.
В 2015 году Нацбанк и МВФ разарботали программу, согласно которой был установлен пониженный норматив кредитования украинскими банками инсайдеров, то есть лиц, связанных с банком. При этом, под банкопад, который начался в 2014 году в первую очередь попадали банки, которые кредитовали своих акционеров. Такие банки даже называли "пылесосами". Причина в том, что они собирали под высокий процент свободные деньги населения, то есть пылесосили рынок, и потом пускали эти деньги на развитие бизнеса акционеров. И пока экономика росла, все было хорошо. Но когда случился кризис, и акционеры понесли потери, то такие банки попросту не смогли обслуживать свои долги и объявляли себя банкротами.
Кейс "ПриватБанка"
Самым крупным примером подобного ведения бизнеса, эксперты называли национализированный государством ПриватБанк. Во время национализации к его бывшим акционерам Геннадию Боголюбову и Игорю Коломойскому были предъявлены ряд обвинений в выводе средств из банка, путем выдачи так называемых "мусорных кредитов" своим же фирмам. По сути, деньги давались в долг без обеспечения или под залог, который был в разы меньше суммы кредита, да еще и процентная ставка оказывалась существенно ниже рыночной. Тогда еще глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что в последнюю ночь перед национализацией "ПриватБанка" из финучреждения вывели больше 16 миллиардов гривен. Но как оказалось, это лишь капля в море обвинений в сторону экс-руководства банка.
- Не 97% корпоративного портфеля было выдано связанным лицам, а все 100%. –заявила главный банкир страны перед тем как объявить о своей отставке весной прошлого года. - Это означает, что потребность в докапитализации еще больше и государству придется вложить еще больше денег, чтобы компенсировать убытки управления банком этой так называемой командой олигархов и менеджмента "Приватбанка".
Получается, что когда государство получило банк, то многие кредиты были не обеспечены залогами. И фактически, докапитализировав банк, государство просто увеличило его резервы. Каждому из нас это обошлось в 3500 грн.