Долгожданное весеннее потепление принесло водителям массу проблем. Растаявший снег бесстыдно обнажил и углубил ямы на дорогах. Не спасли и так называемые ямочные ремонты - обычно они проводятся наспех, не всегда в благоприятных условиях. Как результат - искалеченные автомобили или, чего хуже, искалеченные люди. Киевляне, например, сетуют на состояние одной из самых оживленных улиц - Елены Телиги (которую, кстати, в сентябре прошлого года капитально ремонтировали), говорят, ямы по всей длине дороги.
Девять машин подряд в одной яме
В Днепре история и вовсе интересная - друг за другом девять машин угодили в одну и ту же 24-сантиметровую яму, которая коварно пряталась под водой. С виду - обычная лужа, а оказалось - большая проблема. Итог: на оживленном проспекте им. Нигояна - десятки практически одновременно пробитых колес.
- Мы ехали с ребенком и собаками, как вдруг такой удар, я понимаю, что угодила в яму, - рассказала "КП" в Украине" владелица "Мицубиси" Ольга Тарасова. - А за мной сразу остальные "подтянулись". Выстроились в ряд, вызвали полицию. Так и патруль тоже "попал".
В том мини-ДТП Ольга отделалась пробитым колесом. Говорит, отъездила всего сезон, купить новое - почти 1700 грн., и вряд ли обойдется только этим - поскольку от удара и с ходовой что-то не так. Женщина вместе с другими пострадавшими уже написали обращение к мэру города с требованием возместить ущерб. Однако получат ли "заложники" коварной ямы-лужи компенсацию - вопрос. Место "трагедии" буквально на следующий день засыпали непонятной смесью, сыпали просто в воду.
Ольга говорит, что всей компанией "встрявших" собираются подавать в суд. Остается лишь выяснить, кому принадлежит данный участок дороги, поскольку четкого ответа на этот вопрос автомобилисты пока так и не получили.
Водители поврежденных машин ведут себя по-разному. Один машет рукой и ремонтирует за свой счет, а другой понимает, что если не найти виновного, то ситуация никогда не изменится. И люди подают в суд на дорожников. Выигрывать удается единицам, но главное дело - в настойчивости.
Пробил колесо? Отберем права
Показательной можно назвать историю ровенского водителя Юрия Гриневича - за сезон он четыре раза пробивал колесо. В последний раз не выдержал, решил подать в суд на коммунальщиков: Юрий пробил колесо на яме и едва удержал руль на дороге - машину повело под несущийся грузовик.
- Эмоции переполняли с первых секунд, это четвертый скат за зиму, каждый - 110 долларов, - говорит Юрий Гриневич. - Достало - днем эти ямы как-то объезжаешь, а ночью можно попасть в беду. Едешь со скоростью 10-15 км/час.
Юрий вызвал патрульных, но те, вместо того чтобы составить протокол на дорожников, составили протокол на водителя по статье 124 "Нарушение ПДД, которое привело к повреждению транспортного средства" и… изъяли права. В полиции потом оправдывались, мол, не могли же они "составить протокол на яму".
Вчера состоялся суд, на который поддержать Гриневича пришло около двух десятков водителей, ранее повредивших машины на некачественных дорогах. Суд протокол отменил. Но на этом мужчина не останавливается.
- Я подам иск на возмещение материального и морального ущерба на Службу дорог, - отметил "КП" в Украине" Юрий Гриневич.
Компетентно
4 шага к восстановлению справедливости
Юрист Алексей Веренцов объяснил "КП" в Украине", что нужно сделать водителям до того, как подавать в суд на Службу автомобильных дорог после повреждения машины на некачественной трассе.
1. Вызвать полицию.
- Полиция исследует обстоятельства ДТП и устанавливает, сделал ли водитель все для того, чтобы не произошло ДТП, - говорит Алесей Веренцов. - Если яма большая и ее видно издалека, то виноват водитель. Если ее не видно, следовательно, водитель не виноват, и составляется протокол на представителя Службы дорог.
2. Сообщить в Службу автомобильных дорог.
- Это должен сделать водитель самостоятельно после составления полицией протокола на представителя Службы дорог. Сам он на место не вызывается, ведь когда он приедет - через месяц, год, два? Так можно ждать долго. Сообщить нужно, чтобы служба могла его опротестовать. Их полиция должна вызвать только на рассмотрение дела.
3. Доставить машину в автосервис, сохранить квитанцию о замене запчасти.
4. Вызвать эксперта, который сделает вывод о причине поломки автомобиля из-за попадания в яму. Также водителю нужно иметь документы о замене таких запчастей до ДТП, чтобы можно было доказать, что они сертифицированы и менялись вовремя.
После этого можно идти в суд.
- Этого достаточно, чтобы подать иск, но недостаточно, чтобы выиграть, - отмечает Алексей Веренцов. - В Украине не регламентирован порядок возмещения ущерба, связанного с плохим состоянием дорожного полотна. Все решит судья, руководствуясь законами и личными убеждениями. Но шансов выиграть почти нет - 90 к 10 или даже 95 к 5, что проиграет водитель.