В Германии виновный в аварии пешеход возмещает убытки. Если выживет...

Почему высокие штрафы не способствовали порядку на дорогах, рассказал "КП" эксперт по вопросам законодательного обеспечения безопасности дорожного движения Владимир Караваев.

Превышение скорости даже на 10 км может стать роковым в зависимости от последствий аварии. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

У полиции нет приборов, измеряющих скорость

- Провел эксперимент: целый день ездил по Киеву 50 км в час. Мне сигналили, меня пытались подрезать. Откуда вообще взялись эти 50 км в час?

Владимир Караваев.
Фото: ТЕРЕЩЕНКО Олег

- Из Европы... Испытав различные способы снижения аварийности, там пришли к выводу - человек склонен совершать ошибки. Значит, их надо минимизировать! Отсюда и 50 км в час. При этой скорости, в случае наезда транспортного средства на пешехода, у него сохраняется шанс на выживание. При 60 км таких шансов практически нет.

Но к этим 50 км Европа готовилась десятилетиями, тщательно дорабатывая или вновь создавая дорожную инфраструктуру. Если вы там движетесь из пункта А в пункт Б, то не через населенные пункты, где установлены ограничения, а по магистралям. То есть сбрасываете скорость исключительно при въезде в зону активного присутствия пешеходов. 

- Если загородная дорога сплошь проходит через села, как тащиться 50 км в час? Может, нужно повысить скорость на трассах?

 - У многих водителей эта ситуация вызывает истерику - мол, время трафика увеличится! Хочу напомнить: если название населенного пункта размещается на табличке с белым фоном, скорость движения ограничивается - 50 км в час плюс 20 ненаказуемых. Если на синем фоне, скорость можно не сбрасывать - 90 или 110 в зависимости от наличия разделительной полосы на дороге. Таковы требования Правил дорожного движения.

Относительно Киева. Есть участки дорог, где пешеходы не пересекаются с транспортным потоком. Там можно и нужно повышать скорость до 80 км в час. Слава богу, столичные власти уже приняли соответствующее решение. 

- Правда, что полиция не может штрафовать нарушителей скорости потому, что у нее нет измерительных приборов?

- Да, это правда. Когда прописывался закон о Нацполиции, там была вписана фраза: для фиксации правонарушений полиция может… пользоваться техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. Сейчас есть только "Трукамы", оставшиеся от ГАИ. Они предполагают ручной или полуавтоматический режим. Из-за этой нормы полиция не может пользоваться даже ими.  

- Получается, ограничение 50 км/час на совести водителей?

- Пока да. Однако водителям необходимо понимать последствия, это важно! Если происходит наезд на пешехода при скорости 50 км в час, во время оценки действий водителя и эксперт, и судья сделают однозначный вывод - до момента наезда на пешехода водитель требований ПДД не нарушал. А если так - за что наказывать? Но если в заключении эксперта будет сказано, что водитель двигался со скоростью 60 км в час, то 

10 км могут стать роковыми в зависимости от последствий аварии. Ограничения не по возрасту, а по здоровью

- Правда ли, что повышение штрафов снижает количество ДТП? 

- Мировая практика свидетельствует, что ужесточение санкций дает эффект ровно на полгода. СМИ пошумят, водители призадумаются. А потом все возвращается на круги своя. Более эффективен системный контроль. Но у нас не то что системного, вообще контроля нет. Поэтому сначала нужно его восстановить хотя бы на уровне, который был при ГАИ. 

- Моему дедушке 78 лет, а вытащить его из-за руля невозможно. Зрение упало, сердце болит… Может, нужно ввести возрастной ценз для водителей?

- Думаю, ограничения должны быть не по возрасту, а по состоянию здоровья. Если человеку 90 лет, он прекрасно себя чувствует, может безопасно управлять машиной, то почему бы и нет? Те, кто был в Америке, наверное, не раз видели, как к торговому центру подъезжает спортивный кар, но когда открывается дверь, сначала появляются костыли, а за ними еле выходит очень пожилой человек. Говорить о возрасте несправедливо. Некоторые и в 20 лет по состоянию здоровья не должны управлять автомобилем. 

- Какие должны быть запреты?

- Вопрос спорный. Если мы возьмем составленный Минздравом перечень заболеваний, то после 40 лет у нас вообще никто не должен садиться за руль. Если возьмем ту же Америку, то там одно требование: нормальные зрение и слух. 

- Бывшая замминистра МВД Анастасия Деева говорила, что водителей заставят пересдавать на права раз в 5 лет. Деевой больше нет, а какова судьба проекта?

- Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда информация трактуется неправильно. Слова Деевой были связаны с тем, что Украина подписала Соглашение с ЕС. Когда речь идет о сроках действия водительского удостоверения, то имеется в виду периодичность медицинских осмотров. В зависимости от возраста вы должны раз в 10 лет, либо в 5 лет, либо 2 раза в год (это для водителей- профессионалов) проходить врачебную комиссию. Если не прошли, данные вносятся в электронный реестр и водительское удостоверение теряет силу. Если прошли - удостоверение автоматически продлевается. Ничего пересдавать специально не надо. 

Штрафы для пешеходов

- Принято ругать водителей-нарушителей, но почему никто не говорит, что мы постоянно находимся в зоне риска? Пешеходы перебегают дорогу, где хотят и как хотят. 

- Необходимо сделать всего два шага. Первый - на законодательном уровне прописать, что если ДТП произошло не по вине водителя, а по вине третьих лиц, то водитель не должен нести ответственность. Второе - довести до пешеходов их обязанности. В Германии, если происходит по вине пешехода ДТП, полицейский ему сразу говорит: ответственность по возмещению убытков владельцу автомобиля будет возложена на вас… если выживете. Если нет - на ваших родственников.  

- Сейчас у нас действуют штрафы для пешеходов?

- Минимальные. Ни ГАИ, ни новая полиция этими вопросами не занимались. У нас никто не обязывает пешехода иметь при себе документы. А если у него нет документов - даже выписать постановление проблематично. Нарушителя нужно доставить в отделение, устанавливать личность… Полиция считает, что у нее есть более важные дела.

- Слышал, что в Украине разрабатывают новый Дорожный кодекс. Что это?

- В свое время мы говорили о законопроекте 5184, его тогда еще СМИ назвали "дорожной Конституцией". Действительно, там были заложены глобальные основы по урегулированию вопросов, упоминаемых мною в нашем разговоре. На профильном комитете ВР, который рассматривал этот законопроект, мы предложили создать настоящий "Дорожный кодекс", в котором будет собрано, консолидировано, урегулировано все законодательство в сфере дорожного движения. Думаю, первые результаты работы мы увидим в этом году. 

Вопрос ребром

Кому принадлежит парковка?

- Недавно я пыталась поставить автомобиль на парковку, где были свободные места. Но парковщик не позволил - сказал, что они выкуплены каким-то рестораном. Это законно?

- Незаконно! Запомните, любые устройства, препятствующие вашей парковке, где б это ни было, являются незаконными. За такие действия даже предусмотрена ответственность. Звоните в полицию. Они обязаны составить процессуальные документы с целью привлечения к ответственности конкретного человека, установившего на дороге различные средства для препятствования парковке вашего транспортного средства. 

Кстати

Велосипедисты против автомобилистов

- Владимир, на своей странице в Фейсбуке вы написали, что развитие велодвижения в Киеве может повлечь ограничение скорости транспортных средств до 30 км в час. Откуда эта нереальная цифра? 

 - Концепцию развития инфраструктуры для велосипедистов утвердили депутаты Киевсовета. Предполагается, что велосипедисты будут двигаться в том числе и по полосе общественного транспорта. Чтобы их обезопасить, нужно уравнять скорость велосипедистов и автомобилей. Так прописано в концепции. Максимальная для велосипеда - 30 км в час. А посему и скорость авто надо будет снижать! Я не знаю, как выйдут из этой ситуации авторы инициативы. С одной стороны, надо увеличивать скорость автотранспорта до 80 км в час (и соответствующее решение депутаты Киевсовета уже приняли), с другой - развивать велодвижение, уменьшая скорость автомобилей. На одних весах разные интересы. Решение данной задачи мне не известно!