Как министр культуры довел его до чахотки
Одним из первых больших успехов Гайдая должен был стать - и не стал - фильм "Жених с того света", комедия о бюрократе, которого по ошибке сочли мертвым и который никак не мог доказать, что он на самом деле жив. На "Мосфильме" картину встретили овациями. И только тогдашний министр культуры Николай Михайлов, человек, лишенный чувства юмора и далекий от понимания искусства, сообщил Гайдаю, что тот снял пасквиль на советскую действительность. "Скажите, вы коммунист?" "Да, - ответил Гайдай. - Я вступил в партию на фронте. В 1942 году". "Это вы поспешили", - сказал ему Михайлов и пригрозил, что он еще положит партбилет ему на стол.
Фильм все-таки выпустили на экран, но сокращенным, перемонтированным и частично переснятым. Он превратился в короткометражку и вышел всего в 20 копиях. У Гайдая начался туберкулез - как полагают, именно нервное потрясение, ослабившее организм, спровоцировало болезнь. "Врач сказал, что ситуация безнадежная, а мы его все-таки вытащили", - вспоминала жена Гайдая Нина Гребешкова (она в огромных количествах готовила ему смесь из сока алоэ и меда - в народе считается, что это помогает от чахотки).
"Светличной не стоит играть соблазнительниц"
Первые годы, наверное, были самым сложным периодом в карьере Гайдая. Если почитать стенограммы худсоветов по "Бриллиантовой руке", окажется, что его коллегам не нравилось в этом фильме практически все. Одним "меньше, чем обычно" нравился Никулин. Других не устраивала Светлана Светличная - режиссер Элем Климов счел, что ей "не надо играть соблазнительниц". Всеобщую неприязнь почему-то вызвала Нонна Мордюкова в роли управдома.
Несколько фрагментов из "Бриллиантовой руки" Гайдая общими усилиями уговорили выбросить. Например, была удалена сцена с девушкой-скрипачкой - героиня Мордюковой подозревает в ней любовницу Семена Семеновича и собирается по этому поводу написать письмо в газету "Советская культура". Или эпизод с гидом-иммигрантом, который проводит для Горбункова и других пассажиров "Михаила Светлова" экскурсию по Стамбулу, а в финале едва не плачет от осознания, что туристы вернутся в Россию, а он - никогда.
Цензура не сильно придиралась к фильму, но первый телевизионный показ "Бриллиантовой руки" обернулся драмой - из фильма без ведома режиссера вырезали 20 минут: сцену в гостиничном номере со Светличной, фразу "Наши люди в булочную на такси не ездят" и другие эпизоды. Этим, по слухам, были возмущен главный зритель СССР - Брежнев: он позвонил председателю Гостелерадио Лапину и высказал негодование лично. После этого "Бриллиантовую руку" всегда показывали без купюр.
|
"Надоело быть Петрушкой!"
Режиссеру Сергею Соловьеву Гайдай как-то признался: "Ты бы знал, как надоело быть Петрушкой. Как Гайдай - так непременно с кого-то штаны спадают. А как хотелось бы снять тонкую психологическую драму. Что-нибудь, знаешь, такое в духе Антониони…" Соловьев добавляет: "Я уполз от него на карачках. От хохота".
Но Гайдай, кажется, не очень-то и шутил. Под конец жизни он мечтал экранизировать "Идиота" Достоевского. Но даже если бы Гайдай прожил еще несколько лет, следующим его проектом после "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" стал бы не "Идиот", а еще одна комедия по сценарию Аркадия Инина и Юрия Воловича, действие которой разворачивалось на подводной лодке. Гайдай говорил соавторам: "Ребята, я уже, наверное, не смогу…" - но все же включился в создание сценария. Увы - попал в больницу с воспалением легких. И там умер - на руках у жены, которая постоянно была рядом с ним. Ничто этого впрямую не предвещало - Гайдай в тот день читал газету "6 соток", интересовался у Нины Гребешковой, какой состав земли у них на даче, внезапно закашлялся… Жена испугалась, что у него новый инфаркт, но оказалось, что это тромбоэмболия легочной артерии. Смерть от нее наступила мгновенно.