В Башкирии школьник написал диктант на двойку и повесился [ВИДЕО, ФОТО]

Ангелина ЛЮБИНЕЦКАЯ — 01.07.2008

Видео: Друг Айрата рассказывает о его последнем уроке

Рядом лежало пособие по написанию диктантов…

В деревне Байгузино Ишимбайского района Башкирии случилось страшное горе.

Жизнерадостный 12-летний мальчишка Айрат Губайдуллин вернулся после школьных уроков и повесился во дворе своего дома. На том месте, где мальчик накинул на шею петлю, до сих пор стоит его велосипед, на котором он приехал из школы в тот день. Бабушка Гульнур так к нему и не прикасалась. Соседи говорят ей, чтобы она убрала его подальше с глаз, чтобы не вспоминать о страшной потере, но бабушка не соглашается. Не верит она, что Айратика больше нет.

- 26 мая на первом уроке мы уже написали диктант, - рассказывает закадычный друг Айрата Ильнур Нигматуллин. - Но на пятом уроке учительница Зульхиза Миннуловна сказала, что наш класс опять будет его переписывать. А потом начала нас ругать, потому что мы написали его с ошибками. Я написал на тройку, а Айрат получил «пару». После этого нас вызвали в учительскую, а тетрадь Айрата отнесли показать директору. А еще учительница сказала Айрату, что он никуда не сможет поступить учиться.

Журналист "КП" и соседка Римма Каримова нашли веревку, на которой повесился мальчик

Айрат жил в деревне с бабушкой - его мама живет в Ишимбае и работает на фабрике, поэтому оставить ребенка не с кем.

Когда уроки закончились, Ильнур с Айратом помогли девочкам с уборкой, принесли ведро воды для того, чтобы те помыли полы в классе. Потом Айрат быстро вышел из школы и уехал на велосипеде домой.

-Когда Айрат уходил, был неразговорчивый и разбитый. Он мне ничего не сказал на прощанье, - вспоминает приятель погибшего мальчика.

- А учительница... она нас раньше часто ругала, когда мы делали ошибки.

Айрат вернулся из школы и пошел в свою мастерскую. Бабушка в это время торговала на базаре молоком. Что творилось в эти минуты в душе у мальчика, никто теперь не узнает.

Соседка Айрата показывает, где повесился школьник

Когда к полудню бабушка Гульнур вернулась домой, мальчик уже был холодный. Не помня себя от ужаса, Гульнур-апай попыталась вытащить внука из петли. На плач и крики бабушки прибежала соседка Римма Каримова. Рядом с телом погибшего Айрата были разбросаны школьные тетради и пособие по написанию диктантов.

Несмотря ни на что, Айрат всегда держался молодцом, всей деревне успевал помогать по хозяйству, иногда просто так, за спасибо, иногда за плату, летом помогал пасти стадо. А во дворе у него была своя маленькая велосипедная мастерская, в которой он ремонтировал велосипеды со всей деревни.

- Руки у парнишки были золотые, - говорит и.о. директора школы Ирик УМЕРГАЛИН, - жаль, что рядом с мальчиком не оказалось человека, которому он бы мог рассказать о своих проблемах. И выход из ситуации он нашел только один - уход из жизни.

Теперь соседи выгоняют семью учительницы из ее родного села

Теперь не знаю, как работать с детьми...

Учительница русского языка и литературы Зульхиза Ишимгулова считает, что все произошло не из-за двойки, а потому что ребенком никто не занимался.

- Такое могло произойти на любом уроке, - говорит она. - Накопились у ребенка разные неприятности, вот он и решил уйти из жизни.

Некоторые жители деревни Байгузино лишь ее обвиняют в смерти Айрата. Членам ее семьи на улице не дают проходу. На днях ее старшую дочь молодежь выгнала из клуба со словами: «Тебе здесь не место!»

После трагедии Ишимгулова уволилась из школы, написав заявление по собственному желанию. На улицу выходит редко. А если выйдет, сразу же начинаются нападки со стороны односельчан: «Убийца, убирайся из нашей деревни!»

- Ехать мне некуда, - говорит бывшая учительница русского языка и литературы, - я здесь родилась, отдала школе более 20 лет, такое могло случиться с каждым. Мне предложили работу в школе другого района, но я не знаю, как теперь работать с детьми. Я боюсь делать им замечания. Вдруг после этого ребенок наложит на себя руки...

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Лилия МИХАЙЛОВА, клинический психолог, кандидат психологических наук:

- В данном случае можно говорить об эмоциональном насилии над ребенком. Подобные действия вызывают у детей страх, унижение, волнение, подавленность и снижение самооценки.

Современные дети очень болезненно воспринимают критику. Если раньше ребенок мог просто поплакать, затаить обиду или как-то по-иному заявить о своем несогласии с действиями взрослых, то сегодня протест принимает крайние формы. Детский суицид становится распространенным явлением. Если говорить о школьном насилии, то ему способствуют небольшой выбор образовательных учреждений, плохой микроклимат в учительском коллективе, равнодушное и безучастное отношение учителей к жизни детей. У ребенка, подвергшегося эмоциональному насилию, падает самооценка, он начинает чувствовать себя затравленным и попадает в положение жертвы. А жертва, как правило, уязвима, и любая критика может стать сигналом к решительным действиям. Таким образом ребенок пытается доказать свою правоту и напомнить взрослым о своей обиде.